|
Тэн-дайский монах Соо (831-918)
Соо (831-918) - тэн-дайский монах, который был основоположником кайхогё - аскезы кружения вокруг вершины горы Хиэй, уникальной системы аскетической практики буддийской школы Тэндай Саммон. «Житие преподобного Соо, основателя тэн-дайского монастыря Мудодзи на Южной горе» («Тэндай нандзан Мудодзи конрю осё дэн»), составленное учениками вскоре после его смерти, погрузит нас в удивительный мир буддийских монахов-отшельников, и хэйанских аристократов, интриганов, испытывавших панический ужас перед злыми духами, постоянно использовавшихся магию для ритуального очищения и достижения своих политических целей, а знакомство с кайхогё позволит лучше понять, что же такое сюгэндо. Этих отшельников называли ямабуси - «спящие в горах». Они подвергали себя суровой аскезе, стремясь обрести чудотворные способности с тем, чтобы помогать людям в их нелегкой жизни, искупать их грехи. Некоторые из них занимали важное место в иерархии буддийских школ, в первую очередь, Тэндай и Сингон. Они являлись к императорскому двору, чтобы служить для аристократов гадателями, магами и врачевателями. Одним из самых знаменитых сю-гэн (чудодеев) такого рода был монах Соо. Соо родился в семье Итии, возводившей свою родословную к императорскому дому, в уезде Асаи провинции Оми. Как утверждает житие, Соо был зачат после того, как его матери приснилось, будто она проглотила меч. Поскольку меч - непременный атрибут Фудо-мёо, которому поклонялся Соо, по-видимому, эта легенда призвана демонстрировать кармическую связь монаха с Фудо, его «главным почитаемым».
Энряку-дзи (Enryaku-ji) - буддийский монастырь на лесистой горе Хиэй на северо-востоке Киото
В 845 году в возрасте 15 лет Соо пришел в Энряку-дзи, главный монастырь буддийской школы Тэндай, располагающийся на горе Хиэй неподалеку от города Хэйан ( Киото), тогдашней столицы. Он стал учеником монаха Тинсо, а через два года - послушником. Как гласит житие, в это время им овладела идея стать бодхисаттвой и служить спасению живых существ. С тех пор Соо на протяжении нескольких лет ежедневно ходил в лес собирать цветы и приносить их в качестве подношения в Компон тюдо - Главный срединный храм Энрякудзи. Это самоотверженное служение тронуло душу будущего 3-го главы (дзасу) Тэндай по имени Эннин (792-862), и он, что называется, положил на Соо глаз. Во многом это предопределило дальнейшую судьбу нашего героя.
Буддийский монах Эннин (Ennin)
Возглавив школу Тэндай, в том же, 854 г., Эннин предложил кандидатуру Соо на экзамен для получения монашеского посвящения. Дело в том, что в те времена каждой буддийской школе дозволялось посвящать в монашеский сан всего несколько человек в год. Так что это была большая честь для молодого человека. Однако Соо отказался, посоветовав предоставить эту возможность другому послушнику, которого он однажды застал в слезах, молящимся в Срединном храме о посвящении в монахи. Эннин согласился и одновременно похвалил послушника за его добродетельность и милосердие. Соо стал полноправным монахом школы Тэндай двумя годами позднее, в 856 г., когда ему было 25 лет. В тот же год за помощью к Эннин обратился дайнагон (главный советник) Фудзивара-но Ёсисукэ (813-867), представитель могущественного рода Фудзивара, которому потребовался молодой монах для совершения поминальных служб в честь предков и для наставлений в буддийском учении. Глава Тэндай рекомендовал на это место нашего героя. Поскольку этот выбор сочли следствием его хорошей кармы (рёэн-но соо), было решено, что отныне он будет носить буддийское имя «Соо», что означает «соответствие», «пригодность». К тому же, «со» в этом имени записывается тем же иероглифом, что и «сукэ» в имени Фудзивара-но Ёсисукэ. Так монашеская карьера Соо началась с установления тесных отношений с влиятельным аристократическим домом, что, конечно же, сыграло большую роль в его дальнейшей судьбе.
Фудо-мёо
С этого времени Соо стал учеником Эннин и приступил к обязательному двенадцатилетнему затворничеству на горе Хиэй, установленному для всех тэндайских монахов основателем школы Сайте (767-822). В этот период Соо все свое время посвящал изучению сутр, ритуалов и медитации. Эннин, тяготевший к «тайному учению» школы Сингон, по- продемонстрировал в 858 г. В тот год тяжело заболела Та-святил его в таинства эзотерических церемоний Фудо-мёо- га-но Икуко, фрейлина императора Монтоку и дочь Фудзи-хо (ритуал, посвященный Фудо-мёо) и Бэссон гики гома-хо вара-но Ёсисукэ, тогда уже правого министра. Император-огненный ритуал, проводимый в качестве подношения осокский двор через Эннин обратился к Соо, чтобы он совер-бым божествам). Божество Фудо захватило воображение для ее исцеления, и Соо поклялся, что сделает все, чтобы Фудо явился в Японии и поселился на горе Хиэй. Итак, «главным почитаемым» для Соо стал Фудо Мёо - «Неподвижный (непоколебимый) светлый царь».
Фудо-мёо почитается как слуга и посланник великого космического будды Дайнити, как его «превращенное» тело. По указу Дайнити, он просвещает живые существа, ведя их к спасению. Фудо относится к категории «светлых царей», которые, в отличие от других божеств буддийского пантеона, имеют гневные лики. Это необходимо для устрашения грешников, которые глухи к проповедям милосердных бод-хисаттв. Традиционно Фудо-мёо изображают сидящим на огромном камне, за спиной у него - языки пламени, в правой руке - меч, в левой - сеть. Своим острым мечом он рубит «врагов» - заблуждения, а сетью «ловит» плохих людей и пробуждает в них мысли о вере. Огонь, который виднеется за его спиной, сжигает все заблуждения и плохую карму. Кроме того, огонь символизирует ад. И Фудо-мёо стоит у его входа, чтобы не дать живым существам упасть в него. Буддисты верят, что попавших в ад спасти невозможно. Поэтому вместо живых существ Фудо-мёо сжигает в адском огне самого себя. В школе Тэндай культ Фудо-мёо первоначально популярностью не пользовался. Полагают, что тэндайские монахи восприняли его из школы Сингон, благодаря стараниям Эннин.
Тэн-дайский монах Соо (831-918)
Благодаря практике ритуалов «тайного учения», переданных ему Эннин, Соо смог узнать Фудо-мёо в «живом теле», укрепился в вере и созрел для служения «защищенному государству». Он выбрал спокойное место на южном гребне горы Хиэй, вдали от центральной части храмового комплекса Энрякудзи, и построил там хижину, которая стала главной базой его аскетической практики. Позднее на ее месте вырос монастырь Тото мудодзи - Монастырь Неподвижности на территории Восточной пагоды, куда стали в обязательном порядке являться все монахи, желавшие приобщиться к практике Саммон сюгэн и кайхогё. В этой хижине Соо провел три года, занимаясь различными ритуалами и аскетическими практиками. Он круглогодично читал сутру «Хання-кё», а в 12-ю луну на протяжении трех ночей совершал Церемонию покаяния перед именами будд. Во время нее он в течение ночи по три раза произносил имена каждого из 3000 будд, упомянутых в сутре же спустился с горы Хиэй и отправился во дворец. Дворцовый приемный зал уже был полон монахами, славившимися своими магическими способностями и ученостью, но помочь даме они не могли. Поскольку Соо прибыл во дворец прямо как был, в бедном рубище, он стал читать заклинания, стоя у дворцовой стены. Через некоторое время из-за ширмы, скрывавшей Tara-но Икуко, выскочил злой дух, который в нее вселился, и, пролетев над собравшимися, предстал перед Соо, стал плясать и громко кричать. Соо велел ему вернуться туда, откуда он явился. И через несколько мгновений вернувшийся за ширму дух объявил, что капитулирует перед силой монаха, и болезнь фрейлины прошла. Это чудо принесло Соо славу, и впоследствии он не раз врачевал членов императорской фамилии и аристократов.
В 859 г. Соо принес обет посвятить следующие три года аскетической практике и все три года питаться лишь горными травами. Он отправился в лесную глушь у западного подножия горы Хираяма, славившуюся своими реками и водопадами. О том, что произошло с Соо в этих местах, подробно рассказывают «Сказания о монастыре Кацурагава» («Кацурагава энги») конца эпохи Хэйан (794-1185). Монах в течение долгого времени мечтал узреть живого Фудо-мёо и для этого двинулся вдоль западного склона Хираяма, чтобы найти подходящий для аскезы водопад. В местности Кацурагава Бо-мура он, наконец, нашел водопад с кристально-чистой водой, уселся на один из камней в его чаше и начал медитировать, созерцая «живое тело» Фудо-мёо. Так прошло семь дней, и вдруг перед Соо явился старец, который недвижимо встал возле него. На восьмой день монах спросил, кто он такой. Старец отвечал, что он издревле владеет этими землями, и что доселе на его землю не приходил ни один подвижник - гёдзя. Старец назвал Соо перевоплощением Фудо-мёо и заявил, что дарует ему свои земли, ибо желает, чтобы в этих местах осуществлялась Дхарма Будды, вершились великие чудеса и явился Сострадательный почитаемый - грядущий будда Майтрейя, который должен прийти в мир в эру Конца Дхармы и спасти живые существа. Он сказал также, что тот водопад, который Соо выбрал для своей аскезы, называется Кацурагага-таки и ведет прямо во Внутреннюю палату неба Тушита, где пребывают бодхисаттвы, которым в будущем суждено стать буддами, где Майтрейя проповедует на. Конечно, это требовало высочайшей самоотдачи и веры. Дхарму. Потом старец представился как бог Сикобути-мёд-Через полное раскаяние Соо стремился искупить свои грехи и грехи других людей и с помощью этого обрести могучие магические способности, чтобы использовать их для защиты людей от многочисленных бед, обрушивающихся на них.
Как сообщает житие, благодаря такому подвижничеству, Соо обрел великую магическую силу. После этого Соо на протяжении еще многих дней продолжал свою медитацию, потом взглянул в воду в чаше водопада и неожиданно увидал в ней «живое тело» Фудо-мёо. Он был объят языками бушующего пламени. Монах не удержался, прыгнул в чашу водопада и обхватил Фудо-мёо руками, выхватил его из пламени и положил на камень. Пламя потухло, и Соо увидел, что у него в руках всего лишь кусок дерева кацура (багрянолистник). Он вырезал из него статуэтку Фудо-мёо, отнес ее в монастырь Мудодзи на гору Хиэй, где сделал ее «главным святым» и поклонялся ей.
Еще до завершения трехлетней аскезы, в 861 г., Соо вновь получил высочайшее повеление явиться во дворец. По приказу императора он должен был совершить церемонию Абися-хо. Абися-хо - это ритуал «тайного учения» буддизма. При его проведении монах-маг заставляет какое-то сверхъестественное существо вселиться в ребенка и его устами возвестить будущее. Не успел Соо и десяти раз повторить заклинания, как в двух юношей вселился некий дух. Соо спросил у него, как его звать, и тот ответил, что зовут его Мацуо-мёдзин. Когда император повелел левому министру Фудзивара-но Мотоцунэ удостовериться по книгам в существовании бога Мацуо-мёдзин, Мотоцунэ полностью удостоверил информацию, полученную Соо. Богу стали задавать вопросы, и отвечал на них. Но тут приключился казус. Некая придворная дама по имени Фудзико тоже попыталась расспрашивать Мацуо-мёдзин о разных вещах, но тот не стал ей отвечать. Тогда раздосадованная Фудзико обругала его, заявив, что это не настоящий бог (ками), а дух какой-нибудь лисы или барсука, вернулась в свои покои и ... на четвертый день умерла.
В том же году Соо во второй раз успешно лечил заклинаниями тяжело заболевшую фрейлину Тага-но Икуко. В награду за это ее отец Фудзивара-но Ёсисукэ подарил ему фамильную драгоценность - старинный китайский меч, на котором золотом были выгравированы слова «Заклинание Фудо-мёо - мантра, с помощью которой сострадательные будды хранят нас». В 862 г. Соо отправился на гору Кимпу-сэн, чтобы снова предаться аскезе и, по преданию, опять совершал различные чудеса. Так, однажды, когда монаха Родзэн, который пошел вместе с ним в ночной «поход» по горам, ударил злой дух, отчего он лишился чувств, Соо в течение трех часов совершал ритуал кадзи с применением меча и воскресил-таки своего спутника. На горе Кимпу-сэн Соо привиделся сон, в котором ему явились три Алмазных отрока - посланника Фудо-мёо, которые сказали ему, что его магическая сила еще не совершенна и обещали явиться на следующий день. Вернувшись с горы Кимпу-сэн, Соо не раз являлся ко двору. Так, в 862 г. он читал императору Сэйва лекции по сутре «Рисю хання-кё», а когда у правителя заболел зуб, легко исцелил его, сказав, что сделал это, благодаря помощи Восьми великих боддхисаттв, упомянутых в сутре.
В 863 г. Соо вернулся в свою хижину и за несколько последующих лет превратил ее в один из важнейших центров школы Тэндай на горе Хиэй. Сначала он повелел своему ученику Нинсан изготовить статую Фудо-мёо и одновременно начал строить специальный павильон для поклонения ей. В 865 г. все работы были закончены, и статую Фудо-мёо водворили в «Павильон Фудо-мё» - «Мёо-до», который по сей день остается главным строением Мудодзи. Одновременно Соо дал новому храмовому комплексу название «Мудодзи». К 865 г. житие Соо относит любопытнейший эпизод, дающий яркое представление о роли буддийских монахов при императорском дворе, их взаимоотношениях с различными политическими группировками и о религиозных представлениях аристократов того времени.
В тот год тяжело заболела императрица Акиракэйко. Несколько дней Соо пытался исцелить ее с помощью ритуала кадзи, но Акиракэйко никак не выздоравливала. Зайдя в тупик, он удалился в Мудодзи, чтобы помолиться Фудо-мёо и заручиться его помощью. Но когда Соо сел перед статуей Фудо, светлый царь вдруг отвернулся от него. У монаха из глаз хлынули слезы, и он стал расспрашивать Фудо-мёо о причинах немилости. И Фудо поведал ему следующее.
Оказывается, несколько лет назад, когда решался вопрос о назначении наследника императора Монтоку, образовались две партии. Одна выступила на стороне принца Корэ-така, сына императора от Сидзуко, дочери Ки-но Натора. Другая - поддержала принца Корэхито, сына Акиракэйко, дочери Фудзивара-но Ёрифуса. Обе партии стремились привлечь на свою сторону монахов, славившихся своим магическим умением. И вот, на стороне Корэтака выступил Синсай, ученик Кукай, основателя Сингон-сю. Синсай был сыном Ки-но Мицудзоно и, естественно, выступил на стороне родственника в расчете на грядущие прибыли для своего рода. Синсай в течение всей жизни практиковал Заклинание Фудо-мёо и достиг в магии немалых успехов, и теперь он рассчитывал использовать свою магическую силу в молениях кадзи кито, чтобы обеспечить победу родича. Старым соперником Синсай был Синга, другой старший ученик Кукай. В сложившейся ситуации Синга, естественно, стал на сторону соперников Синсай - поддержал принца Корэхито и стал молиться за его победу. В конце концов, партия Ки уступила партии Фудзивара. Наследником был объявлен Корэхито, который и взошел на трон под именем Сэйва. А Синсай «потерял лицо», проиграв в магическом состязании Синга, и вскоре умер. Но перед смертью он, якобы, поклялся переродиться небесной лисой, чтобы терзать императрицу Акиракэйко. И вот теперь, похоже, осуществил свою угрозу. И, что самое плохое, из-за того, что Синсай в течение всей жизни использовал Заклинание Фудо-мёо, теперь сам Фудо не мог помочь Соо.
Фудо-мёо посоветовал ему отправиться во дворец, тайно поговорить с духом Небесной лисы и узнать, действительно ли она - перевоплощение Синсай. Если лиса кивнет головой в подтверждение, сказал Фудо, Соо должен сразу же использовать заклинание Светлого Царя Дайитоку-мёо и тогда, возможно, ему удастся изгнать лису из государыни. Соо поступил так, как ему велел Фудо-мёо, и успешно исцелил императрицу. В последующие годы Соо изгонял злых духов, вселявшихся в придворных, лечил болезни или, вводя в транс детей и используя их в качестве медиумов, вступал в контакт с духами и богами и узнавал от них о прошлом и будущем.
Так, в 885 г. императрица Акиракэйко вновь заболела, и Соо вновь врачевал ее с помощью кадзи. Три дня он не отходил от нее, а на рассвете четвертого дня императрица начала извиваться, закричала в полный голос, так что дворец задрожал, из нее выскочила волшебная лиса, которая бросилась наутек, а императрица исцелилась. В 890 г. Соо успешно врачевал посредством Дашёман адзяри Уиуми Сюнсё кадзи зубную боль (род. в 1943 г.). В 1979 г. завершил императора Уда. В сэннити кайхогё, в 1981 г. стал 903 г., когда тяжело настоятелем храма Мёо-до. заболел придворный наставник винаи Гэнсё, Соо, по распоряжению императора Дайго, целых семь дней подряд читал заклинание Фудо-мёо. На шестой день в алтаре вспыхнул яркий огонь, из которого явились будда Дайнити и Фудо, и Гэнсё, в конце концов, исцелился. В тот же год Соо успешно использовал кадзи для благополучного разрешения от родов фрейлины Годзё и т.д. Случались, впрочем, у Соо и неудачи. Так, осенью 902 г. он безуспешно лечил принца Сайку. В этом случае десять дней чтений заклинаний не помогли, и только соперник Соо, монах Дзомё из враждебного Энрякудзи течения школы Тэндай Дзимон, будущий дзасу школы Тэндай, смог исцелить больного принца. Не рискнул Соо и вступить в соперничество со злым духом убиенного поэта Сугавара-но Митидзанэ, хотя его просил об этом сам Фудзивара-но То-кихира.
Благодаря авторитету Соо, его монастырь Мудодзи был осыпан милостями. В 881 г. император Ёдзэй подарил ему бронзовые золоченые статуи будды Вайрочана и Фудо-мёо. Была построена новая колокольня, куда поместили новый же колокол. А на следующий год монастырь получил грамоту Великого министра, признававшую его храмом-филиалом школы Тэндай. Одновременно фрейлина Тага-но Ику-ко пожаловала Мудодзи поместье Ямато в уезде Сига, чем заложила основу экономического процветания монастыря. В это же время по распоряжению Соо был изготовлен драгоценный меч - символ Фудо-мёо, который был помещен в монастыре. Его использовали во время ритуалов кадзи, и, говорят, он многократно являл свою могущественную магическую силу. Так Соо постепенно превратил Мудодзи в один из главных центров Тэндай.
Соо использовал также свое влияние на двор для дальнейшего укрепления престижа школы Тэндай. Именно он в 865 г. убедил двор посмертно пожаловать двух главных лидеров этой школы Сайте и Эннин почетными титулами Дэнгё-дайси и Дзикаку-дайси, соответственно. Это был первый случай в истории Японии, когда императорский двор присвоил такие титулы выдающимся буддийским монахам. В 911 г., когда Соо уже достиг восьмидесятилетнего возраста, он окончательно ушел на покой и остаток жизни провел в молениях, обращенных Фудо-мёо. В них он старался упросить божество позволить ему возродиться там, где он того желает. Во сне ему было видение Фудо, который усадил Соо на валун на вершине срединной горы мира Сюми-сэн (Сумеру), показал ему «чистые земли» десяти сторон света и рай на небе Тушита и обещал, что Соо возродится на небе Тушита. С тех пор монах только и думал, что о Внутренней палате неба Тушита.
Кайхогё - аскеза кружения вокруг вершины
Соо почил в павильоне Дзюмё-ин в Мудодзи в ночь на 3-й день 11-го месяца 918 г. Рассказывают, что он покинул этот мир, обратившись в сторону Западного рая будды Амида и спокойно повторяя «Славься будда Амида»! Имеющиеся источники не дают ясной картины аскетической практики Соо, но вряд ли она была столь же сложной и структурированной, как современная практика кайхогё на горе Хиэй. Очевидно, что, прежде чем кайхогё приобрела свой нынешний вид, она прошла длинный путь развития, проследить который, к сожалению, очень трудно - большинство источников, запечатлевших историю школы Тэндай и хиэйского храмового комплекса, погибли во время разрушения Энрякудзи войсками Ода Нобунага в 1571 г. Полагают, что в период становления кайхогё (сер. IX - начало XII вв.) некоторые тэндайские монахи, воодушевленные примером Соо, тоже стали уходить в горы для аскезы. Система аскетической практики тогда еще не была упорядочена, и каждый из них поступал так, как считал правильным. В то время главным центром аскезы тэндаиских монахов, видимо, был район водопада Кацурагава, где Соо увидал огненного Фудо, а паломничества по святым местам на горе Хиэй, характерные для современного кайхогё, еще не практиковались.
*** По материалам журнала "Япония. Путь кисти и меча", 2002 год | |