Японский этнический стиль в интерьере часто называют минимализмом. К минимализму Япония пришла не только в погоне за эстетикой, это явилось следствием национальных особенностей и жизни в достаточно капризном климате, с постоянной угрозой землетрясений. Отсюда изящные и легкие раздвижные
сёдзи, общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек. Подобное жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Японский дом зачастую является частью сада, поэтому традиционным продолжением интерьера в нем всегда был и остается пейзаж.
![](http://s51.radikal.ru/i131/0902/32/4ab882604f63.jpg)
Сёдзи- японские изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука. Они легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются, позволяя тем самым соединить дом и сад. Сёдзи представляли собой легкие панели, изготовленные из тонкой деревянной решетки. На эту решетку и наклеивались листы рукодельной японской бумаги васи. Изнутри дома решетка была видна, снаружи сёдзи выглядели как бумажные прямоугольники, иногда со слабо выраженным геометрическим узором, повторяющим контуры решетки.
![](http://s46.radikal.ru/i113/0902/94/bd1414b98652.jpg)
Затянутые бумагой панели не только рассеивали яркий дневной свет, но успешно снижали уровень шумов или неприятных запахов, в то же время позволяя воздуху проникать внутрь. Ценность бумаги определялась японцами так - "Шум слышен, но неразборчив", "Обнаженного человека можно видеть, но нельзя разглядеть".
![](http://s41.radikal.ru/i092/0902/77/2db94fb7c6bc.jpg)
Заклеенные бумагой перегородки не отделяли человека от окружающей среды, не замыкали его в искусственную скорлупу здания, а оставляли обитателя дома в полном единении с природой. При хорошей погоде или после окончания сезона дождей, когда нужно проветривать домашний скарб, панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом распахивается наружу, и его интерьер становится частью окружающего пространства. А в плохую, холодную погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир.
![null](http://s51.radikal.ru/i132/0902/3c/e6b6da234e84.jpg)
Бумага для сёдзи требовалась особая — плотная, выдерживающая порывы ветра и дождевые струи, но достаточно прозрачная. Удовлетворявший этим требованиям материал производили во многих местах страны, но лучшей была бумага из деревни Утияма в префектуре Нагано. Ее изготавливали исключительно в зимний период и отбеливали на снегу.
![](http://s48.radikal.ru/i122/0902/c6/5260e036fdc5.jpg)
Дневной свет в доме был основным источником освещения, поэтому в японском интерьере особый подход к светильникам, которые должны давать слабый, матовый свет. Японский светильник акари не имел металла - только бамбук и настоящая рисовая бумага, он служил не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак.
![](http://s43.radikal.ru/i100/0902/c2/cf5de5d14ccb.jpg)
![](http://s49.radikal.ru/i123/0901/de/50c1f6a5b3c5.gif)