|
О пророке Ионе и Бакэ-кудзира
Библейский пророк Иона (ивр. יוֹנָה, голубь) стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля. По преданию, Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители не раскаются. Ниневия в библейские времена являлась столицей Ассирии и была синонимом роскоши и разврата для евреев, это все равно как Нью-Йорк для пуританской Москвы в советские времена. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла.
Кит в городе Яффа
Иону в море поглотила большая рыба (кит). Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона раскаялся в своих поступках и молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег в Ливане. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию. Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию. Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 году Набополассаром, царем вавилонским.
Книга пророка Ионы (ивр. יוֹנָה) - 32-я книга Ветхого Завета. На судьбе Ионы Бог показал Свою великую милость и любовь к язычникам. Книга была написана около 780 году до Рождества Христова - в период расцвета Израиля и упадка Ассирии. Чудо его собственного избавления на третий день из пучины морской и из чрева кита представляется значительным, как и покаяние такого огромного города, каким была Ниневия. В Новом Завете, в Евангелии от Матфея в 12.40 говорится: " Тогда некоторые из книжников и фарисеев cказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". Не проведи пророк Иона три дня и три ночи в чреве кита, не было бы три дня и три ночи Иисуса Христа - Сына Человеческого на Земле.
Действие древнегреческого мифа о прекрасной Андромеде происходило тоже в Яффе. Она была прикована к скале и отдана на съедение страшному морскому чудовищу. Но храбрый Персей победил чудище, освободил красавицу и взял ее в жены. Возле древнего порта и сегодня покажут камни, которые остались от «Скалы Андромеды».
Bake-kujira
Ветхий Завет был написан на иврите, а Новый Завет - на греческом языке. В греческом оригинале текста стоит слово "Ketosu", то есть кит. В еврейских и греческих текстах это "большая рыба." Она пленила Иону на три дня и три ночи, является символом смерти. Откуда в Яффе, на побережье Средиземного моря, мог взяться кит? Может быть он приплыл с берегов Японского архипелага? Просто удивительно, как взаимосвязаны мифы разных народов. Ведь иудаизм запрещал древним евреям употреблять в пищу рыбу фуго. У японцев есть миф о Бакэ-кудзира (Bake-kujira, 化け鯨, ばけくじら). Давным давно, в префектуре Симанэ, рыбаки как-то увидели непомерно огромного костяного кита, который появился в окружении множества зловещего вида птиц. Рыбаки пробовали бросать в него свои гарпуны, но это не принесло никакого эффекта, и кит удалился со своей свитой. Бакэ-кудзира - это кит-призрак, демон из многочисленного семейства японских екай. Считается, что Бакэ-кудзира первоначально был обычным животным, конверсия в монстра произошла после его смерти. Огромный скелет кита из японской мифологии с огромными зубами и странными рогами считается воплощением ненависти китов к охотников на них, он выражает недовольство животного к человеку.
Бакэ-кудзира
Коммерческий китобойный промысел жесток и ненужен, все больше людей выражают свое возмущение и гнев, стыд и беспокойство по поводу медленного исчезновения этих гигантских увлекательных морских млекопитающих. Стань участником кампании за прекращение китобойного промысла, расскажите другим и всему миру о жестокости убийства китов. Пригласи своих друзей, родственников и коллег, чтобы помочь спасти китов. Киты не люди, их надо защищать!
***
В монастыре коров бревном расплющен день усатый Безголов редеет за предел
и рдеет лысый флаг влача останки туш и каменный дурак кидается под душ
где кит остервенел скитаньем обездуш и мальчик не у дел пьет кровь из ржавых круж
там настигает свет намеком на нутро и постигает бред последнее метро
и глупый крановщик считает до пяти и настигает крик охотника в пути
и лапотник в фонарь вставляет фотовспыш и филин как букварь карабкается в тишь
имея тишь да гладь молчит дырявый труп сыр катится в кровать из неслучаных рук.
*** © Алина Витухновская
| |