|
| | |
|
Несториане в Японии
Считается, что первыми в Японию христианство принесли иезуиты в 1549 году, когда в порт Кагосима прибыл св. Франциск Ксавье, отправленный на миссию лично св. Игнатием Лойолой. Вслед католикам в Стране восходящего солнца появились протестантские миссионеры. Но так ли это? Появляется все больше доказательств того, что первые христианские миссионеры появились в Японии за 8 веков до появления европейцев. Это были несториане.
Древняя несторианская Библия
Ассирийские несториане
Несториане - христианская церковь, возникшая среди арамеоязычного населения Междуречья в I веке. В это время арамейский язык вытеснил в Палестине древний иврит и стал международным языком всего семитского населения Ближнего Востока. На этом языке первоначально был написан ряд книг Ветхого и Нового Завета. По-арамейски говорил Иисус из Назарета и его ученики - апостолы. Первая христианская миссия вне Палестины находилась в столице римской провинции Сирия двуязычной греко-арамейской Антиохии. Именно в Антиохии учеников Иисуса стали впервые называть христианами. Появление христианских общин связывают с деятельностью апостолов Петра и Фомы, а также апостолов Аддая и Мари. Апостол Пётр считается первым патриархом этой церкви. Несториане - одно из ранних движений в христианстве, утверждавшее, что Христос был человеком, наделенным божественной искрой, но не богочеловеком, как полагает ортодоксальное христианство. В несторианских храмах нет икон и статуй. Свое название они получили по имени Константинопольского патриарха Нестория, который был в 428-431 годах константинопольским патриархом. Реальный Несторий имел не очень большое отношение к Церкви Востока, а доктрина её была окончательно сформулирована Бабаи Великим в начале седьмого века - в единой личности Христа объединены две ипостаси. Несторианами были в основном ассирийцы, сирийцы, евреи.
Руины церкви в Эфесе, здесь в 431 году прошел Вселенский Собор, на котором архиепископ Нестор Константинопольский был отлучен от церкви
Третий Вселенский Собор в Эфесе в 431 году
В 431 году на Вселенском соборе в Эфесе Несториан был предан анафеме, так как неосторожно заявил, что у Бога нет матери и что Христос был человеком, наделенным божественной искрой, но не богочеловеком, как полагает ортодоксальное христианство. За эти слова он и был осужден как еретик. В 434 году на соборе в Бит-Запате несторианство было признано господствующей религией персидских христиан. Поддержка персидского шаха для византийских несториан оказалась роковой. В 489 году император Зинон подтвердил осуждение несториан и закрыл эдесскую школу, где несториане преподавали свое учение. Школа переехала в Персию, в Низиб, а в 499 году в Ктезифоне возникла несторианская патриархия. В V веке по решению церковного собора было признано необязательным безбрачие духовенства, включая епископов. Однако с начала VI века в епископы стало возможным посвящать только тех, кто дал обет безбрачия. Священники же и сейчас могут жениться и после рукоположения. Сан патриарха был наследуемым в одной семье, он передавался от дяди к племяннику.
По Шелковому Пути - несторианская миссия в Центральной Азии
Ассирийцы оказались талантливейшими организаторами и миссионерами. Они очень быстро распространили свою миссию по всему Шёлковому Пути. В VI веке христиане не без успеха проповедовали свою веру среди кочевых тюрок. Несторианские проповедники двинулись на восток и организовали цветущие поселения в Центральной Азии и Индии. В V—VI веках появляются епархии на территории современных Йемена и Катара. В разные периоды времени несториане были ведущим религиозным движением в Маверранахре (Узбекистан), Мерве (Туркмения), Уйгурии, Монголии, Джунгарии, Китае, Корее и Японии.
Император Тай-цзун (599-649)
Император Тай-цзун приветствует ассирийских христианских миссионеров
Первый контакт между конфуцианством и христианством произошел во время династии Тан во время правления императора Тай-цзун (599-649), когда ассирийские несториане пришли в Китай через Персию. В Китае несторианская община была основанна около 636 года епископом Алобэнем. По прибытию несториан в город Чанъань (нынешний Сиань) в 635 году, тогдашнюю столицу танского Китая, несторианского епископа приветствовал премьер-министр, епископ был допущен на прием к императору. Через три года был основан столичный христианский монастырь Дацинь. Несторианское христианство искало поддержки в конфуцианстве, особенно в его этическом учении. В переводах библейских книг десять Господних заповедей были перефразированы. Первые четыре заповеди обобщались как люди должны почитать и бояться Небесного Отца. Остальные шесть концентрировались на сыновнем почитании родителей - основное положение конфуцианства. Несториане сочетали служение правителю, родителям и Богу в триединое требование для верующих. Для закрепления в политической системе конфуцианского Китая несториане ввели ритуалы поклонения императору и устанавливали статуи танских императоров в местах богослужений. Несторианство процветало по всей стране около двухсот лет. Несторианская община была довольна многочислена, насчитывала до 3000 монахов. Китайская династия Тан исповедовала несторианство. Китайцы в течение двух веков всячески благоволили к несторианам, позволив построить до 300 монастырей, всячески помогая им.
Процессия несторианских священников на Вербное воскресенье в седьмом или восьмом веке, настенная живопись из несторианской церкви в Китае, династия Тан
Верхняя часть Несторианской стелы 781 года близ Сианя
В 781 году близ Сианя была воздвигнута несторианами каменная стела, древнейший памятник христианства в Китае. Стела была установлена приверженцами Ассирийской церкви Востока в танском Китае и сообщала о миссионерских успехах этой церкви. В китайской традиции верхняя часть стелы увенчана двумя переплетающимися драконами, но там можно обнаружить и крест.
Пагода Дацинь в китайской провинции Шэньси - древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами приблизительно в 640 году. Первоначально входила в состав монастыря. На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на ассирийском языке.
Несторианство процветало в танском Китае два века. Эта эпоха закончилась в 845 году, когда император У-Цзун повелел вернуться в мир буддистским, даосским и несторианским монахам. К концу танской династии имперская толерантность к заграничным религиям исчерпалась. Более двух тысяч несторианских миссионеров были высланы из Поднебесной империи.
Первая христианская община Японии была основана в 8 веке несторианами, прибывшими из Китая. Восточное христианство под именем «кейкиото» проникает в Японию, где новую религию принимает влиятельный род Хата, владевший поселением Узумаса (предположительно от сирийского «Ишо Мшиха», Иисус Христос, нынешний г. Киото). Блестящее Учение Кейкьё было принесено в Японию и там значительно утвердилось. В Храме Каико-но-Яширо, который клан Хада (Хата) построил в Киото, можно увидеть предмет, похожий на треножник в пруду. Он - символ троичности: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. В храме Мацуодайд-зи в Киото чтят изображения предков Хата (как духов-покровителей), а один из представителей группы хата — участник строительства храма Корюдзи - Хатавакацу познакомил японцев с методами ведения земледелия, шелководства и изготовления водки.
Несторианский артефакт
Среди несториан, прибывших в Японию, были и израильтяне - третья волна Потерянных Колен. В отличие от западного христианства несторианство сохраняло еврейские традиции и культуру. Оно было распространено среди евреев в первые века нашей эры. Несториане говорили на древнееврейском, и давали своим детям еврейские имена - Авраам, Иегошуа, Биньямин, Дан, Йосеф и т.д. Они сохраняли еврейские ритуалы, в том числе и храмовые, отмечали еврейские праздники, и прежде всего - Песах, делали обрезание детям на восьмой день, не употребляли запрещенную евреями пищу.
Японская мифология упоминает три бога, которые появились первыми. Они называются "Зока Сан-Шин", что переводится, как три бога творения. Первый - Аме-но-минака-нуши, который создал Небеса. Это - высшее божество, подобное Богу-отцу. Второй - Таками-мусухи, он, согласно божественной генеалогии, содержащейся в Храме Шинто Комо-Джинджа в Киото, является его сыном Аме-но-минака-нуши. Он подобен Ииусу. И третий - Каму-мусухи, дух, заложенный в людях. Он подобен Святому Духу.
Небольшая группа несториан, приняв ряд местных традиций, возможно, просуществовала на окраинах Японской империи вплоть до 17 века. Согласно памятнику русской старообрядческой литературы "Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство", группа старообрядцев в конце 17 века бежала от преследований царским правительством на Японские острова и нашла приют у местных христиан "ассирского языка".
Несторианский монастырь Св. Гавриила
В настоящее время возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (сейчас Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 года является наследственной в семье Мар-Шимун. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы. Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока - около 200 тыс. человек. Несториане расселены в Ираке, Сирии, Индии, Иране, США, России, Грузии, Армении, Турции. По национальной принадлежности подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) - ассирийцы, индийские несториане - малаяли. После начала войны в Заливе иракские ассирийцы эмигрировали в Калифорнию, США. Старейший несторианский монастырь Св. Гавриила находится на плато Тур Абдин на юго-востоке Турции, где живет много ассирийцев. Монахини и монахи, живущие в монастыре, работают в окружающих садах и огородах. Ассирийцы являются одним из древнейших общин в Турции и до сих пор говорят арамейском, языке Иисуса Христа. Во время первой мировой войны турки осуществили не только геноцид армян, но и убили треть всех ассирийцев планеты.
| |
| | |
|
|