|
Сецубун - фестиваль соевых бобов
Сецубун - фестиваль соевых бобов - японцы отмечают ежегодно 3 февраля. «Они ва-а-а сото! Фуку ва-а-а ути!» Этот многоголосый клич непременно раздается в храмах, на площадях и специально устороенных площадках, в некоторых домах японцев. «Злой дух, прочь из дома! Счастье, приходи в дом!» - означают эти слова, сопровождающиеся разбрасыванием сухих соевых бобов. Бобы летят горстями, иногда попадая в разбрасывающих по соседству или в терпеливых зрителей. Соевые бобы играют здесь сакральную роль. В Японии много божеств, связанных так или иначе с едой и с урожаем. Тут и Тано-Ками (божество поля и трапезы), и О-Тоси (бог великой жатвы), и два бога - Асинадзути и Тэнадзути — первые люди на земле, и боги обработки полей, и О-бэ-Химэ — богиня большого очага. Весьма значительной богиней в Японии является великое божество священной еды, дева еды О-Гэцу-Химэ (Ohogetsuhime), которая была женой бога Сусаноо. Однажды Сусаноо попросил у нее пищи, и богиня поднесла ему яства, которые достала у себя из носа, изо рта, а также из заднего места. Сусаноо, сочтя еду осквернённой, убивает богиню. Из головы умершей рождаются шелковичные черви, из глаз — рис, из ушей — просо, из носа — красная фасоль, из гениталий — пшеница, а из заднего прохода — соевые бобы.
В другом варианте мифа богиня Аматэрасу, получив в наследство от своего отца, бога Идзанаки, равнину высокого неба, приказывает богу луны Цукуёми отправиться на землю, где обитает богиня еды О-Гэцу-Химэ. Цукуёми повинуется приказу и прибывает к богине еды. Та поворачивает голову в разные стороны, и, когда обращает лицо к земле, изо рта у неё выходит вареный рис, когда поворачивает голову к морю, изо рта у неё выходят рыбы, а когда поворачивается к горам, изо рта у нее выходят звери. Уложив всё это на множество подносов, богиня пищи поднесла еду Цукуёми. Однако тот, не прикоснувшись к поднесённым яствам, обнажил меч и убил её. В теле убитой богини пищи родились: в голове — шелковичные черви, в глазах — рис-рассада, в носу — фасоль, в тайном месте — пшеница, в заднем месте — соевые бобы. Всё это подобрало и превратило в семена божество Камимусуби. Смерть О-Гэцу-Химэ одновременно является рождением пяти зерен - основных продуктов питания в японской кухне и шелководство. Появиившиеся из попы соевые бобы (大豆) является традиционным компонентом многих блюд японской кухни. Сами по себе соевые бобы в сыром виде совсем не вкусные. Но после переработки соя приобретает определенный вкус, из сои самыми популярными блюдами японской кухни являются - соевый творог тофу, абураагэ (тонкие листочки сильно обжаренного тофу), паста из перебродивших соевых бобов мисо, вареные заквашенные соевые бобы натто, соевый соус сёю, и подсушенная пенка с соевого молока юба. Без соевых бобов немыслим праздник Сецубун, который японцы отмечают 3 февраля.
Разбрасывание соевых бобов с приглашением счастья в дом - это обряд маме-маки, один из важных ритуалов фестиваля Сецубун. Празднование дня Сецубун - одна из древнейших и интереснейших традиций в стране. Ее появление связывают с понятием китайской философии инь-ян. Это два противоположных взаимодействующих начала, лежащие в основе мироздания: свет и тьма, положительное и отрицательное, активное и пассивное, женское и мужское. Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, что вызывает опасность появления разного рода несчастий. Сам термин «сецубун» напрямую связан со сменой одного сезона другим. Традиционно в Японии словом «сецубун» называют ночь между 3 и 4 февраля, канун дня Риссин - дня наступления весны по лунному календарю. Легенда рассказывает, что в глубокой древности эпидемия унесла много жизней, и в этом несчастьи были повинны черти и злые духи. От них удалось избавиться разбрасыванием поджаренных бобов. Отсюда и родился обряд маме-маки для изгнания злых духов и сохранения благополучия.
Обрядом маме-маки начинают встречу Нового Года по лунному календарю. Обряд выполняется для того, чтобы разогнать все несчастья и впустить в свой дом счастье, благополучие и удачу. В семьях, где есть маленькие дети, обряд маме-маки обычно превращается в веселую забаву. Кого-нибудь (обычно папу или дедушку) наряжают в черта, он прыгает и бегает по комнате, а остальные бросают в него соевые бобы. В некоторых школах ученики делают маски злых духов и в Сецубун от души веселятся, бросая друг в друга бобы. Согласно легенде, после обряда маме-маки каждый член семьи должен съесть ровно такое количество соевых бобов, сколько ему лет. Сейчас такое встречается редко, разве что, в дальних маленьких деревнях. Обряд изгнания злых духов публично проводят и во всех храмах, и он собирает многочисленных зрителей. После совершения религиозного обряда из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах злых духов и смешиваются с толпой, затем появляются монахи и гонят их по улицам. Затем все возвращаются на территорию храма и начинается обряд маме-маки. Его обычно совершают специально приглашенные уважаемые и влиятельные личности города, популярные артисты, политики. Одетые в традиционные праздничные одежды они из деревянных коробочек разбрасывают завернутые в белую бумагу бобы. Все действие проходит шумно и весело.А 4 февраля приходит весна...
| |