Просветление подобно отражению луны на воде. Луна не намокает, вода не волнуется. Хотя ее свет широк и велик, луна отражается даже в самой маленькой луже. Вся луна и всё небо отражаются в капле росы на траве.
Доген
***
Дивные снежные хлопья, падают в никуда.
Дзен поговорка
***
Когда протекала крыша, учитель дзен велел двум монахам принести что-нибудь, чтобы собрать воду. Один принес бочонок, другой – корзину. Первый получил суровый выговор, второй заслужил похвалу.
Дзен коан
***
Когда ты не можешь сделать ничего – что ты можешь?
Дзен коан
***
Когда обычный человек достигает знания, он мудрец; когда мудрец достигает понимания, он обычный человек.
Дзен-поговорка
***
Заняв высокое место для проповеди перед собравшимися, Фа-йен поднял руку и указал на бамбуковые занавески. Два монаха встали и подняли занавески, скрутив их одинаково. «У одного получилось, у другого – нет», - произнес Фа-йен.
Дзен коан
***
Стучат по листьям капли дождя, но это не слёзы горя; это только боль того, кто слушит их.
Дзен поговорка
***
Рисунок Пола Репса
Иккю Сёдзюн (Ikkyū Sōjun, 1394–1481), эксцентричный гений, почитаемый за ум и проницательность, один из любимых героев японского Дзен. Говорят, он был сыном японского императора и придворной фрейлины. Яркий и живой, он любил высмеивать лицемерие отупевшего и коррумпированного общества того времени. Позже Иккю нашел одного из самых бескомпромиссных учителей дзен. Годами Иккю учился, подвергая себя жестким ограничениям, и обрел просветление, когда ночью плыл на лодке по озеру Бива и услышал хриплый крик вороны. После смерти своего учителя, Иккю 30 лет провел в скитаниях, живя среди самых разных слоев общества – знать, купцы, проститутки, писатели, актеры... Он любил женщин и саке, продолжая плевать в лицо ортодоксальности. Иккю, который именовал себя Сумасшедшим облаком, был знаменитым художником, каллиграфом и поэтом. Его самые известные дзен стихи:
Пустота в форме
Когда капли росы
Собираются на алых листьях клёна
Взгляни на алые бисерины!
Форма в пустоте
Дерево обнажилось,
Все цвета и запахи исчезли,
Но уже на суку
Беззаботная весна!
***
Не имея конечного пункта – никогда не заблужусь.
Иккю
***
Каменный будда заслужил весь птичий помет, который на нем.
Машу своими тощими руками подобно высокому цветку на ветру.
Иккю
Внимание
Однажды один человек обратился к Иккю: «Учитель, напиши, пожалуйста, несколько сентенций величайшей мудрости».
Иккю взял кисточку и написал: «Внимание».
«И это всё?»
Иккю написал: «Внимание. Внимание».
«Ну, не знаю... Не вижу я особой глубины в том, что ты написал».
Тогда Иккю написал это же слово трижды: «Внимание. Внимание. Внимание.»
Начиная гневаться, человек потребовал объяснений: «Что означает слово «внимание»?»
И Иккю ответил: «Внимание означает внимание».
Время умереть
Мастер дзэн Иккю был в детстве очень смышленым.
У его учителя была драгоценная чашка, очень редкая и древняя.
Иккю случилось разбить ее, и он очень растерялся.
Заслышав шаги учителя, он собрал осколки и спрятал их за спиной.
Когда учитель вошел, Иккю спросил его: «Почему люди должны умирать?»
— Это естественно, — ответил старый учитель. — Все должно умирать, и именно поэтому оно и может жить.
Показав осколки, Иккю заметил: - Пришло время умереть и вашей чашке.
Можно ли курить во время медитации?
Дело было в дзенском монастыре. Два ученика практиковали медитацию в саду.
Им захотелось курить, но они не знали, что на это скажет Учитель. Решили узнать у него при встрече.
На следующий день ученики снова увиделись в саду.
- Ну и как? - поинтересовался один.
- Я спросил, можно ли мне курить во время медитации, и учитель избил меня палкой.
- А мне разрешил.
- ?!
- Я спросил, можно ли мне медитировать во время курения.
Дающий должен быть благодарен
Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено.
Умедзу Сейбей, купец из Эдо. решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю.
Сейсетсу сказал: "Хорошо, я возьму их."
Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен отношением учителя.
Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за 500 рё!
"В этой сумке 500 рё"- как бы невзначай сказал Умедзу.
"Ты мне уже сказал"- ответил Сейсецу.
"Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги"- снова заговорил Умедзу.
"Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них?"- спросил Сейсетсу.
"Ты должен это сделать,"- ответил Умедзу.
"Почему должен я?"- спросил Сейсецу.- Дающий должен благодарить"
Врата рая
Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?"
"Кто ты?"- спросил Хакуин.
"Я - самурай,"- ответил воин.
"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин.- Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего."
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:
"У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову."
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
"Тут открываются двери в ад."
При этих словах самурай, почувствовавший себя учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
"Здесь открываются врата рая,"- сказал Хакуин.
В руках судьбы
Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но солдаты его сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
"После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел- мы победим, если решка- проиграем. Судьба держит нас в руках."
Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Войдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
"Никто не может изменить судьбу,"- сказал ему слуга после битвы.
"Конечно нет,"- ответил Нобунага. показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орел.
Темой для произведения дзэн-искусства может стать что угодно: автопортрет настоятеля, справляющего нужду среди поля, в близкие к современности времена – изображения дзэн-велосипеда и дзэн-самолета. Но среди традиционных тем, помимо божеств Дарума (Daruma) и Кэннон (Kannon), - также китайские персонажи, например, Хотэй (Hotei), Кэндзан (Kanzan) и Дзиттоку (Jittoku); Шестой старец-патриарх и Риндзай (Rinzai). Японский патриарх Дайто Кокуси (Daito Kokushi), изображенный в облике нищего странника, - еще одна излюбленная тема.
Посох, метёлочка для уборки, череда монахов, бредущих в город просить подаяния – всё это мотивы, относящиеся к практике Дзен. Из мира природы чаще всего изображают гору Фудзи. Сосна, бамбук, цветы сливового дерева, цветущая сакура, орхидеи, хризантемы тоже нередко появляются на рисунках художников дзэн. Эти объекты популярны во всех странах Азии, но Дзэн-художники любят изображать их в качестве аспектов природы буддовости, а не просто как красивые растения и цветы. Дзэн-живописцы очень любят животных, в особенности быков и лягушек. Еще одна классическая тема дзен-искусства – череп. Но по сути своей Дзэн живопись не связана с предметной стороной объектов, — смысл и ценность в умении выразить и передать Учение с помощью мазков и движений кисти.