Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Оцените эту страницу
Всего ответов: 345
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











Садо - чайная церемония

|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |






Садо - японское искусство чайной церемонии. Этноним "садо" буквально означает "путь чая". Наравне с кодо (Kodo, искусство рафинирования запахов) и кадо (kado), или икебана (ikebana, искусство составления букетов), садо - одно из трех основных классических искусств. Японцы возвели чаепитие в ранг искусства. Ритуалы, из которых складыва­ется церемониал, известный также под названием тяною. Впервые чай завезли в Японию из Китая в VIII веке, но лишь после того, как в 1191 году дзенский монах Эйсай (1141—1215) привез из Китая чайные семена, чаепитие и встречи за чашкой чая стали входить в обычай у буддистов, аристократов и самураев. В XV — XVI веках чаепитие превратилось в наслаждение чаем. Создателем садо в ее нынешнем виде был Сэн Рикю (1522—1591), который перевел философию чайной церемонии на язык практи­ки. Другой монах, Мурата Юко (1423— 502) придал чаепитию утонченность, сделав более сильный акцент на дзенскую философию ваби и саби спокойствия и простоты. Он привнес в чайную церемонию знаменитое дзенское учение итиго итиэ, что буквально означает "одна жизнь, одна встреча". Участники чаепития должны были вести себя так, будто эта встреча - единственная в их жизни, и другой не будет, в результате понятие "путь чая" приобрело гораздо более широкое толкование. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, она стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. Сущность церемонии, наряду с учением дзэн о му (пустоте), составляет убежденность, что в обществе, все члены которого тесно связаны между собой, долг каждого - заботиться о других, не думая о себе.














Японская чайная церемония
Одним из уникальных явлений японской культуры является чайная церемония ("тяною"). Возникновение и история церемонии связаны с проникновением и распространением в страну дзэн-буддизма — просветленного, интуитивного буддизма. Как полагают японские исследователи, именно буддийские монахи стали выращивать чайные кусты, привезенные из Китая, а отвар из листьев использовать как бодрящее, стимулирующее средство во время длительных медитаций. Одним из родоначальников чайной церемонии является священник Эйсай (1141-1215). О нем известно только то, что он дважды посетил Китай с целью самосовершенствования, и, вернувшись на родину с титулом "наставник дзэн", начал проповедовать дзэн-буддизм, возглавив школу Риндзай. Духовной основой школы являлась доктрина внезапного озарения, то есть пробуждения в человеке истинного Я — сатори. Для его достижения Эйсай ввел систему различных стимулов, среди которых важное место занимали "коаны" (от кит.— официальный документ). В дзэн они стали обозначать специфические вопросы-загадки, которые ставил наставник своему ученику, например: "Как выйти из круга рождения или смерти". Считалось, если ученик, сосредоточившись на вопросе, уходил в глубокую медитацию, он мог найти правильное решение. Но для этого ему необходимо было уйти от формально-логического мышления и перейти к подсознательно-интуитивному. Только тогда могло произойти озарение внезапное постижение смысла. Читать дальше


Чайный домик
Песня "Чайный домик" была написана в 1922 году российскими евреями - автор стихов Вэлвл Гуревич, а музыку написал Юлий Хайт. Первоначальный вариант создан ими на сюжет оперы Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй", в русской версии - "Чио-Чио-сан". Действие происходит в Нагасаки в конце XIX века. Либретто оперы - по мотивам драмы Давида Беласко "Гейша", написанной по мотивам одноимённой журнальной повести Джона Лютера Лонга, - американский лейтенант морского флота собирается жить в японском доме на одном из холмов близ Нагасаки с юной гейшей Чио-Чио-сан. Опера была основана на событиях, которые на самом деле произошли в Нагасаки в начале 1890-х годов, это история с Томас Блейк Гловер и Ямамура Цуру. Первая постановка оперы состоялось в Милане в театре "Ла Скала" в 1904 году, затем эта опера Пуччини завоевала весь мир, в Штатах она до сих пор считается №1. Самой известной исполнительницей роли Чио-Чио-сан была японская оперная певица Тамаки Миура (Tamaki Miura, 1884 - 1946), она завоевала международную известность, ее статую, вместе с Пуччини, можно найти в Нагасаки в саду Glover Garden. Тамаки Миура в роли Чио-Чио-сан выступала в Лондоне и Бостоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, в театрах Чикаго, Монте-Карло, Барселоны, Флоренции и Рима. Читать дальше


Японский чайный домик тясицу из Чехии
Случайно наткнулся на фотографии тясицу, которые построены в Чехии и спроектированы чешскими архитекторами. Кто не в курсе, тясицу - это чайный домик, впервые такой павильон был построен в 1473 году. Эти домики очень скромные по внешнему виду и внутреннему убранству. В качестве украшений можно использовать лишь свиток с философским изречением в нише токонома, картину старинного художника и букет цветов. Интерьер тясицу соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии, а непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты. В идеале тясицу окружает небольшой сад, имеющий дорожку, ведущую к чайному домику. В вечерние и ночные часы дорожку должен освещать старый фонарь. Около павильона должен быть небольшой каменный бассейн цукубаи, где гости могли помыть руки и прополоскать рот перед входом в чайную комнату через небольшие двери. Тясицу имеет низкий потолок и здесь нет мебели - гости и хозяин сидят на полу в позе сэйдза. Все внутри дома просто и уютно. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша токонома. В ней обычно помещали какэмоно - свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили также букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Еще из характерных черт чайного домика являются раздвижные окна-перегородки сёдзи из деревянной решетки, покрытые полупрозрачной японской бумагой. Сёдзи в традиционных японских домах служат границей между помещением и улицей. Идеальный размер чайной комнаты составляет 4,5 татами. Для полного наслаждения японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение. Читать дальше


Поэтические имена в искусстве тядо («Путь чая»)
В Японии чайной утвари принято давать поэтические имена – гомэй. Часто имя дается чаше или чайнице мастером, которому она принадлежала, и в большинстве случаев оно бывает связано с внешними особенностями вещи и вызываемыми ею ассоциациями. Для наглядности приведем несколько примеров с выставки Мемориального музея Хатакэямы, посвященной чайной утвари и поэтическим именам. Чаша Соба с поэтическим именем «Светлячок» (蛍 Хотару). Корай, 17 век. Благодаря своей плоской форме (хирадзяван), напоминающей вьюнок, чаша идеально подходит для использования летом. А раз речь заходит о лете, у японца сразу же возникает ассоциация со светлячками - такова одна из версий появления имени Хотару. К тому же поверхность чаши слегка поблескивает, что тоже вызывает ассоциацию со светлячками, порхающими в ночном небе. Чаша обладает неправильной формой, за что ее особенно любили чайные мастера. В экспозиции была также представлена чайница (тяирэ) Косэто эпохи Муромати с поэтическим именем «Светлячок». Покрывающий чайницу лак переливается черно-коричневым цветом, напоминая светлячков в темном небе. Кроме того, в нижней части сосуда присутствует и красный лак, светящийся, как светлячки. Читать дальше


Плантации зеленого чая
Как и многое другое, Япония заимствовала культуру употребления чая из Китая. Японцы стараются добиться совершенства во всем, и выращивание зеленого чая не является исключением. За сотни лет им удалось вывести идеальные сорта, некоторые из которых по своим свойствам намного превосходят китайские. А сам процесс употребления готового напитка превратился в известную на весь мир чайную церемонию. В Японии существует множество чайных плантаций. Цвет, аромат и вкус чайных листов, собираемых на разных плантациях, варьируется не только от сорта растений, но и от способа выращивания, а также от почвы в том или ином районе. На красных почвах растение дает чайный лист, богатый на вкус и аромат, но который не обеспечит яркий зеленый цвет напитка. А чайный лист с песчаных почв дает идеальный цвет, но особыми вкусовыми качествами не блещет. Поэтому качество зеленого чая японцы напрямую связывают с местом его произрастания, с плантацией, на которой он вырос. Сейчас чай выращивают в четырех префектурах - в Киото, Нисио, Айти и Кюсю. Самая знаменитая плантация находится в окрестностях Киото и называется Обубу (Kyoto Obubu Tea Plantations). Согласно преданиям, зеленый чай привезли в Страну Восходящего Солнца из Китая буддийские монахи в VIII веке в период Нара. Считается, что первое чайное растение в Японии было посажено монахом Гёки в 748 году. А уже в 801/805 годах монах Сайтё разбил в Киото у подножия священной горы Хэдзан первые плантации чая. Японские буддисты создали обряд под названием инча - религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Но только с XII века употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью дзэнского священника Эйсая (1141—1215). Читать дальше








Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Архив
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика