В рамках своего имперского сознания мы покоряли не только соседние народы, но и природу - от поворота сибирских рек в советский период нашей истории до передвижки часовой стрелки в путинское время. "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача", эти слова Ивана Мичурина были руководством к действию, а соответствующие ценности закладывались в умы людей многих поколений россиян. Сама идея покорения природы вытекает из эллинистических учений, согласно которым земля призвана служить человеку, сходную концепцию предлагает и христианство. Японцы не были христианами, а синто и буддизм никогда не выдвигали учений, имевших целью поставить природу на службу корыстным интересам человека. Для японцев природа не выступала в качестве злобного и немилосердного врага, которого необходимо привести к повиновению. Японцы не рассматривали природу как своего противника, но всегда учились видеть в природе верного друга и союзника, достойного уважения и доверия, несмотря на частые землетрясения и разрушительные цунами, от которых страдает Японский архипелаг. У японцев врожденное чувство прекрасного, а идея покорения природы никогда не привлекала жителей Восходящего солнца. Своей любовью к природе японцы обязаны прежде всего горе Фудзи, горделиво возносящей белоснежный купол над главным островом архипелага. Красота Фудзи вызывает не только эстетическое наслаждение от созерцания художественного совершенства, но и наполняет японцев духовной чистотой и влечет к возвышенным помыслам. Японцы испокон веков отправлялись в паломничество к вершине Фудзи, но не с целью покорить ее, а с желанием проникнуться ее величавой красотой и встретить восход солнца.
Японские поэты со времен средневековья воспевали Фудзи в стихах. И не только поэты, но и прославленные полководцы и бесстрашные воины находили возможность любоваться природой и слагать о ней стихи. Сейчас Фудзи очень часто ассоциируется с самой Японией. Фудзи никогда не остается неизменной, ее облик вечно делается иным в зависимости от погоды, от времени дня, от того, с какого места и с какой дистанции смотришь. Но кроме Фудзи своей любовью к природе японцы обязаны еще дзэн-буддизму. Любовь к природе, присущее японцам, это врожденное эстетическое чувство прекрасного. Как считает японский ученый Судзуки Дайсэцу, профессор философии Университета Отани в Киото, восприятие красоты в основе своей всегда религиозно, не будучи религиозным, человек не сможет постичь подлинную красоту и насладиться ею. Дзэн дал мощный импульс способности японцев к восприятию природы, не только развив эту способность до крайней степени, но и придав ей религиозную основу. Культ природы в Японии порожден тем высоким религиозным чувством, которое люди ни в коем случае не должны терять в эпоху научно-технического прогресса.
Чтобы понять любовь японцев к природе, необходимо проникнуть в загадочные глубины дзэн-буддизма. Дзэн играл важнейшую роль в художественной, интеллектуальной и политической жизни Японии, из него выкристаллизовался японский национальный характер. Никакая другая разновидность буддизма не была столь японской по духу. Дзэнское просветление открывает глубинные источники жизни и тем самым создает основы подлинной религиозности. Тесно соприкасаясь с действительностью, живя ею, дзэн превращается в религию самой жизни. Дзэнское учение идеально отвечало духовным запросам японцев, поэтому и проникло так глубоко в жизнь японского народа.
Активное влияние дзэн-буддизма на становление японской культуры и японского национального характера не вызывает сомнений. Природа в дзэн-буддизме рассматривается не как объект завоевания, который нужно любой ценой поставить на службу человеку, а как дружеское начало, как ближний, несущий в себе, подобно любому из нас, частицу божества, сущность Будды. Дзэн призывает видеть в природе могущественного доброжелательного покровителя, живущего по тем же внутренним законам, что и человек, всегда готовый пойти навстречу нашим устремлениям, если они благородны и оправданны. Природа не может быть врагом, угрожающим человеку, некоей буйной и свирепой силой, готовой сокрушить нас, если мы прежде не сокрушим ее, не укротим и не заставим нам служить. Важнейшее требование дзэн-буддизма - уважать природу, избегать всяческого насилия над ней, будь то наша собственная натура или же окружающий нас мир. Дзэн ставит перед человеком задачу относиться к природе уважительно, любить ее и жить своей естественной жизнью, признавая единство человека с окружающим миром.
Среди поклонников дзэн широко известна притча о мастере по имени Кёсэй. Однажды в дождливый день Кёсэй спросил оказавшегося поблизости монаха: «Что за шум там, за дверью?» Монах отвечал: «Это стучат дождевые капли, учитель». Ответ был честный, и мастер прекрасно это понимал, но сказал так: «Дух человеческий пребывает в вечном смятении и заблуждении. Все ищут причины во внешнем, не зная где обрести себя». Суждение непростое. Если то, что шумит за дверью, нельзя назвать дождем, то что же это? Что значит «искать причины во внешнем» и не разбираться в собственной душе? Сэттё дает свой комментарий: