Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Как мы относимся к эмо
Всего ответов: 269
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











О желтом цвете

|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |


О желтом цвете



Знаменитый испанский живописец и глава севильской школы Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo) считается гениальным художником, его картины в начале 19 века ценились дороже, чем работы Рембрандта, Рубенса, Караваджо или Вермеера Дельфтского, последний был оценен лишь много десятилетий спустя. Мурильо много учился у своего земляка Веласкеса в Мадриде, вернувшись в Севилью, он заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев. Сейчас эти картины находятся в лучших музеях планеты и составляют их гордость. Всего у художника свыше 450 картин, содержание их в основном религиозное. Значительная часть из них прославляет Богоматерь, они известны под именем "L’Immaculata Concepcion". В них изображена Мадонна в виде юной девушки, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков. Здесь атмосфера девственной чистоты и кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Мурильо превосходен в колорите и светотени, его картины пропитаны светом локальных красок. Одна из таких работ Бартоломе Эстебана Мурильо называется "Мадонна в облаках", создана она в 1628 году и находится в коллекции Маурицхейс в Гааге, Нидерланды. Эта картина была около двухсот лет назад приобретена королем Вильгельмом I и подарена музею.




Это деталь картины "Мадонна в облаках" кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. На ней меня заинтересовал колорит картины и, в частности, желтый цвет. В статье "Murillo's paintings revealed by spectroscopic techniques and dedicated laboratory-made micro X-ray diffraction", опубликованной по материалам исследований института в Севильи, приводится по результатам спектроскопических исследований методом микро-рентгеновской дифракции в специализированной лаборатории длинный список пигментов, используемых Мурильо при написании картины. Один из пигментов, дающих желтый цвет, был массикот. Слово массикот пришло в английский язык из французского masticote в 1472 году, французы получили его от итальянцев, а те - от арабского masḥaqūnyā - ماسيكوت.



Слева - глёт, справа - массикот



Массикот

Массикот - это свинцовая желть, то есть свинцовая желтая краска, окись свинца. Его еще называют желтый сурик. С химической точки зрения это монооксид свинца РbО, желтое, кристаллическое, нерастворимое в воде соединение. Его получают путем нагревания расплавленного свинца в воздушной среде при низких температурах. Если температуру повысить, то получится глёт. Его химический состав тот же (окись свинца РbО), различие между массикотом и глётом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот же аморфен. Массикот и глёт часто путают, хотя все просто - массикот есть неконденсированная окись свинца, в то время как глёт является плавленым и кристаллическим оксидом. Массикот обладает характерным жёлтым цветом, а глёт более оранжевого цвета по сравнению с массикот из-за содержания некоторых красных пород. Слово глёт происходит от греческого камень + серебро, Lithos + arguros , λίθος + ἄργυρος, первое упоминание на английском языке появилась в 1322 году как litarge. Оба этих пигмента имеют одну химическую формулу, эти монооксиды свинца (PbO), не надо путать с другим пигментом - суриком свинцовым Pb3O4 (ортоплюмбат свинца), который имеет насыщенный красно-оранжевый цвет и высокую плотность.



Святой Николай

Глет редко можно увидеть в качестве пигмента по сравнению с массикот, хотя его используют при изготовлении лаков и глазури. А вот массикот известен со времен Древнего Египта, очень часто его использовали при написании ликов. Употребляли массикот и европейские художники ХV- ХVII веков, - итальянцы, испанцы, фламандцы и голландцы. Использовали этот пигмент и русские мастера при написании икон. В иконописи употребляется желтковая темпера, в XVI веке в Италии слово темпера означало вещество, связующее краску, связующим элементом которой являлась натуральная яичная или искусственная эмульсия. Яичная желтковая темпера пришла на Запад из Византии и до XV века была очень распространена в Европе, но с конца XV века, при усовершенствовании масляной живописи, значение ее сильно упало. Яичная темпера продолжала применяться в России и на Востоке почти до XIX века, до распространения масляной живописи. Русские мастера применяли желтый аурипигмент, это яркая краска золотисто-желтого цвета из соединений мышьяка и серы. В натуральном виде она получается в смеси с минералом реальгаром, но эта краска очень ядовита и выцветает на свету и чернеет в смеси со свинцовыми и медными красками. Поэтому многие иконописцы для придания желтого цвета часто использовали окись свинца массикот. Получали его слабым прокаливанием свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Краска эта имеет желто-оранжевый цвет.





Японцы использовали огромное количество красителей желтого цвета. В гравюрах, конечно, использовались не все красители, а лишь некоторые. Основные красители были органического происхождения, из минеральных красок в японских гравюрах мастера часто использовали массикот (金密陀(きんみつだ). Японской живописи присущ минимализм как проявление аскетизма воинов, а совершенство - это красота в малом, красота простого. Аскетизм, живущий в душе воина, делает его тонким ценителем преходящей, но вечной, возрождающейся красоты мира. Японцы использовали очень чистые цвета. В отличие от западного искусства, для которого характерно смешение цвета, художники Страны восходящего солнца цвета не смешивали, тем самым они предвосхитили такое течение как импрессионизм. Японские гравюры воздушны и легки, но в то же время обладают наглядностью и энергией.



Художник Цукиока Ёситоси

У японцев очень тонкое мироощущение, и каждый цвет для них обладает особым символизмом. В Японии почитают многие цвета - белый и желтый, красный и фиолетовый, об этом смотри мою статью О японских цветах... Желтый был цветом божественной, императорской власти, этот цвет получали из разных растений. Традиционные японские пигменты растительного происхождения для желтого цвета - Zumi, Too и корней куркумы.



Яблоня Зибольда

Zumi (酸実ずみ) - краситель желтого цвета, извлекался из коры Яблони Зибольда ( Malus sieboldii). Эта яблоня высотой до 6 метров выделяется красивой, несвойственной яблоне пирамидальной формой кроны. К тому же она по особому привлекательна и в период цветения, и в пору плодоношения, и под покровом окрашенных по осени в оранжево-желтый цвет крупных листьев. Родина яблони - Япония. В коре этой яблони есть флавоноиды — пигменты и природные красители, придающие разнообразную окраску растительным тканям.



Гарциния Ассамский мангустан

Too (藤黄とうおう) - этот желтый краситель извлекался из гарцинии Ассамский мангустан (Garcinia xanthochymus). Это вечнозелёные цветущие растения имеют съедобные плоды, применяемые преимущественно в местных кухнях. Тропические виды гарсиний известны благодаря своим смолам, содержащим жёлто-коричневый ксантон и применяемым как красители. Этот вид гарцинии не был родным растением для Японии, но сырье импортировали для производства пигмента. Возможно, гарцинию Ассамский мангустан выращивали на Окинаве во время периода Эдо, но я не уверен в этом. Да и Окинава не совсем Япония, но краситель завозился в Японию, и смола перерабатывалась в желтый пигмент.


Корни куркумы

Краситель глубокого желтого цвета ukon японцы получали из корней куркумы. Ботаническое название куркумы - curcuma domestica. Считается, английское название куркумы произошло от латинского terra merita — «достоинство земли». Марко Поло был заинтригован куркумой, обнаруженной им в Южном Китае - «Здесь также растет овощ, обладающий всеми свойствами настоящего шафрана, как то: запахом и цветом, и все-таки это не настоящий шафран». Корневища и стебли куркумы содержат жёлтые красители куркумин. Крепкое ярко-желтое корневище по форме и размеру напоминает имбирь. Порошок высушенных корней куркумы известен как пряность куркума. Вне индийской кухни корень куркумы, обычно упоминаемый как турмерик, употребляется в качестве дешёвого заменителя шафрана, который подкрашивает блюда в приятный нежно-жёлтый цвет.
Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Архив
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика