Об Ипатии Александрийской и феминизме

|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |

Ипатия Александрийская. Фаюмский портрет, Египет
Ипатия Александрийская (Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα) родилась в 370 году в городе Александрия в семье ученого Теона Александрийского. В то время этот город был не только административной столицей Египта, но и культурным и научным центром античного мира. С детства Ипатия была окружена книгами. Папирусные свитки и кодексы из пергамента находились повсюду - и на полках и на рабочем столике отца. А главное, они жили на территории Мусейона, научного центра и высшей школы, которой гордился Египет. Рядом с их комнатами размещалось крупнейшее книгохранилище мира - Александрийская библиотека.

Ипатия Александрийская.
За книгами древних философов Ипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Александрии. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях распространялась все шире и шире.


Raphael Sanzio, a.k.a. Raphael or Raffaello. The School of Athens, 1509. Vatican, Stanza della Segnatura, Rom
В истории человечества Александрия осталась не только символом рационального устройства, величия человеческого ума, единения народов и веротерпимости, но и местом самых варварских расправ с инакомыслием и античной ученостью. В 415 году христианские фанатики, ведомые епископом Кириллом Александрийским расправились здесь с Ипатией. Кирилл был широко образован, в молодости он слушал философию у Гипатии и изучал греческих мыслителей. Он считал себя знатоком богословия и брался разрешать любые вопросы. Опровергая доводы противников, Кирилл был не прочь блеснуть ученостью. У него была отличная память. Он цитировал наизусть пространные библейские тексты. Но Кирилл применял насилия над иноверцами, разграбление церквей, принадлежащих христианам другого толка, поджоги, убийства.

Ипатия. Чарльз Уильям Митчелл, 1885 год

Ипатия возвращалась домой в носилках. На одной из улиц, поблизости от церкви Кесарион, стоящей у моря, дорогу ей вдруг преградили монахи. В мгновение ока на улицу высыпала толпа христианских фанатиков. Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там - в священнейшем для каждого христианина месте - монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Ипатию били остервенелые фанатики, затем растерзали ее острыми устричными раковинами, а останки выволокли из церкви и потащили на площадь, где сожгли на костре. Вскоре после смерти Ипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.





Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого авторитета церкви клеймо погромщика, но это было почти безнадежным делом. Образцовая жизнь и мученическая смерть Ипатии послужила прообразом для жития христианской мученицы мифической Екатерины Александрийской, составленного около V века н.э. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Ипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. Жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую.

Памятник королеве Химико

Поэтесса Оно-но Комати
С приходом христианства в Европу женские имена практически перестали встречаются в европейской науке и искусстве на многие века. Но не в Японии. Подобно античной культуре японцы были язычниками. И среди японских женщин в древности было много образованных и культурных девушек и женщин. Японцы до сих пор почитают правительницу одного из первых японских государств — страны Ямато легендарную королеву Химико. В японской литературе мы встретим целое созвездие поэтесс – в списке "шести бессмертных поэтов" блестящая Оно-но Комати, в изборнике «Сто стихотворений ста поэтов» почти четверть имен - женские. Да и в прозу японки внесли свой вклад – "Повесть о принце Гэндзи" Мурасаки Сикибу, или "Записки у изголовья" Сэй-сёнагон переведены на многие языки и почитаются японцами до сих пор. Расцвет женской поэзии пришелся на Хэйанскую эпоху (IX-XII в) – золотой век японской культуры.
Сегодня японские девушки работают наравне с мужчинами, добиваясь руководящих постов и высоких зарплат. Они могут не ночевать дома, могут носить короткие юбки, могут получать выходное пособие и пособие на ребенка, декретный отпуск, могут открыто бороться за свои права, путешествовать, курить. В Стране восходящего солнца выросло принципиально новое поколение японок – хорошо образованных, знающих, чего они хотят, и добивающихся своих целей, независимых от родителей, от мужа.
