Среди японок эпохи Хейан был совершенно определенный идеал женской красоты - круглое лицо, высокий лоб, белая кожа считались красивыми. Женщины густо белили лица рисовой пудрой, сбривали или выщипывали брови и рисовали тонкие линии вместо них высоко на лбу. Белила оширои (oshiroi) использовались с древнейших времен, обычай белить лицо пришел, как водится, из Китая. Линия бровей проводилась тушью так высоко, как только можно себе представить - по линии выбритых волос. У японок естественные брови считались вульгарными, их сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Позже японские красавицы брови стали выщипывать. Более подробно об этом обычае смотри здесь - О выщипывании бровей. Также женщины могли черной тушью подчеркивать линию роста волос, которая должна была сходиться на лбу треугольником. Это создавало иллюзию густоты прически. Глаза подводили черным или красным, губы красили красной помадой. Румяна в то время использовались редко.
Японки в обязательном порядке чернили зубы, этот обычай назывался охагуро (ohaguro). Эта японская традиция была заимствована из Кореи и существовала с древнейших времен. Впервые случай охагуро зафиксирован в книге "Повесть о Гэндзи" в 11 веке. Изначально обычай чернить зубы был практикой среди богатых семей и касался только девочек, вступающих во взрослую жизнь, которая в то время начиналась около девяти лет. Но в эпоху Хейан охагуро распространился и среди мужчин придворной аристократии. Самураи презирали этот стиль, но среди представителей дома Тайра было принято следовать такому обряду. В какой-то момент чернить зубы стало модно для обоих полов, затем охагуро получила широкое распространение среди незнатных женщин. Более подробно об этом обычае смотри здесь - Ohaguro - чернение зубов.
И все же самым важным признаком красоты женщины Хэйана были волосы. Волосы должны были быть густыми, черными как смоль, гладкими и очень длинными, ниже пяток. Они должны быть распущены и лежать по спине одной темной густой массой. Красивые волосы искупляли все, и даже женщина с худым лицом могла очень выиграть за счет волос. Идеал эпохи Хэйан - женщина с длинными, ниже колен, волосами, спутанными у висков и распущенными по спине. Белоснежная кожа печального лица, хрупкие руки, поникшая голова и окутанное шелками тело - вот образ женской красоты эпохи Хейан.
Одежда японских женщин в этот период сильно отличалась от современных кимоно и от одежды, которую носили в другие периоды японской истории. Наряд японок эпохи Хейан часто называют общим термином дзюни-хитоэ (двенадцать слоев), но в реальности число слоев могло быть различным. До XI века число слоев достигало 20, а потом было строго ограничено до пяти. Любой наряд состоял из комплекта одеяний кину, каждое из которых было скроено по образу и подобию кимоно, но носилось по-другому. Основные части базового наряда японок - это штаны хакама с белым коротким косоде, повязанные поясом на талии. Хакама было видно от колена до пола при ходьбе, шили их из шелка-сырца или блестящего шелка для торжественных случаев. Женщины носили ярко-розовые хакама, а незамужние девушки - ярко красные. Далее на косоде одевалось хитое - первое кину, которое кроили чуть шире остальных, чтобы края его были видны. Цвет хитое был основополагающим для всего конечного ансамбля. Затем поверх хитое надевались учиги (остальные кину) нужного цвета и в нужном количестве. Неформальный наряд учиги для дома ограничивался этим. Самой разнообразной была палитра теплых оттенков - красных и желтых. Но наиболее часто встречаются 10 основных цветов - ао (бирюзовый), моеги (яблочно-зеленый), куренай (алый), кобай (сливово-розовый), суо (бордовый, иногда темная ржавчина), ки (лимонно-желтый), кучиба (цвет гниющей листвы, темная охра), ямабуки (золотисто-желтый), мурасаки (фиолетовый, пурпурный), широ (белый). Также существовали такие оттенки, например мидори (разновидность голубого бирюзового), аке (чистый красный).
Поэтесса Оно-но Комати
Женщины из Гэндзи моногатари, свиток, 12 век
В Повести о Гэндзи, написанной японской придворной дамой и выдающейся японской поэтессой и писательницей Мурасаки Сикибу (973 — 1014), женщины императорского двора в Японии эпохи Хэйан отращивали волосы как можно длиннее. Они носили их прямо вниз за спиной, такая прическа с блестящими черными волосами называлась kurokami. Эта мода началась как реакция против импортированной китайской моды, прически которых были гораздо короче и включали хвосты типа пони или булочки. Рекордсменом по длине волос в период Хэйан, по преданию, была женщина с волосами 7 метров (23 футов) в длину.
Yoshitoshi Taiso, El fantasma de Sasaki Kiyotaka, De la serie " Tsuki Hyakushi”
Это гравюра из знаменитой серии "Сто видов Луны" (100 Aspects of the Moon), создана японцем Ёситоси Цукиока (Тайсо) в период 1885-1892 годов. Одно время Тайсо был признан лучшим художником укиё-э, многие работы мастера предвосхитили такое течения, как сюрреализм. В серии “Сто видов луны” каждый лист рассказывал историю о каком-то событии японской и китайской истории. На этой ксилогравюре Тайсо изобразил типичную женщину эпохи Хейан, общающуюся с призраком Киетака Сасаки. Обратите внимание на прямые черные волосы, перетянутые по середине.
Это маска молодой женщины, используемая для спектаклей театра Но, показывает характерные знаки японской красоты. Маска театра олицетворяет красоту стандартов эпохи Хэйан в Япония - белое лицо, розовый бутон рта, черные зубы и высоко окрашенные брови.