Японизм в искусстве
Японизм - направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии
укиё-э и художественных ремёсел. Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе XIX-XX веков было огромным. Не было страны, где ведущие художники не обращались к ориентальному мотиву - кимоно или вазам, ширмам и бумажным фонарикам. Но японское влияние было более глубоким - это новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве
Лотрека и
Бердслея ,
Уистлера и
Ван Гога ,
Мане и
Гогена . Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм. После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве завозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. Во время Всемирной выставки в Лондоне и Всемирной выставки в Париже были продемонстрированы японская цветная гравюра и различные кустарные изделия - фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия и другое. Французские импрессионисты искали в японской цветной гравюре необходимые средства изображения. В Англии представителем японизма был американский художник
Уистлер . Невозможно также представить себе развитие искусства модерна (югендштиля), с его изображением орнамента, формы ваз и посуды, не учитывая влияние японизма. Так,
Густав Климт , собравший богатую коллекцию японских кимоно и занавесных тканей театра
но , перерабатывал японские орнаментально-абстрактные узоры на текстиле в композиции для своих полотен.
Японизм - явление в мировой живописи Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе 19-20 веков было огромным. Не было страны, где ведущие художники не обращались к ориентальному мотиву: кимоно или вазам, ширмам и бумажным фонарикам. Но японское влияние было более глубоким - это новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот, которым восхищались и Лотрек и Бердслей, Уистлер и Ван Гог, который впервые был представлен привезенными в европу ксилографиями Хирошиго и Утамаро. Европу заполонил Японизм. Япония, закрыв границы в 1639-м году, оставила маленькую лазейку в мир – для голландских торговцев, и имела слабый товарообмен с Европой на протяжении двух веков. Немного фарфора, парочка бонсаи, но никакого культурного обмена вплоть до 50-х годов 19-го столетия, когда была официально начата торговля с Соединёнными Штатами. С этого момента западный мир изменился необратимо. Хотя принято считать, что это Запад привнёс в японскую культуру изменения. Исследования японского влияния на мировую культуру провёл англичанин Лайонел Лэмбурн, по итогам чего написал книгу «Японизм: пересечения культур Японии и Запада», вышедшую в Великобритании. Европейцы и американцы были быстро очарованы Японией. Отчасти в этом «повинна» фотография, с помощью которой люди по всему миру очень скоро получили возможность увидеть Японию такой, какая она есть – точнее, почти той, какой она была в то время. Но была и ещё одна причина: европейцам надоел классицизм – все эти безрукие статуи и помпезная красота. Запад жаждал чего-то новенького.
Читать дальше
Японизм в творчестве чешских художников Книга, представляющая собой увлекательное путешествие по мирувоображения художников, чья фантазия черпала в восточной экзотике, была издана Национальной галереей Чехии и недавно представлена во дворце Кинских. Именно здесь и нашла свое место масштабная экспозиция восточного искусства – часть редкого собрания Национальной галереи. Японизм, направление в европейском искусстве XIX cтолетия, которое сформировалось под влиянием цветной ксилографии и художественных ремесел страны Восходящего солнца, отразился не только на творчестве французских импрессионистов. И в работы чешских художников вкрался переосмысленный ими японский стиль. Проникновение сие в Чехии началось, прежде всего, с наиболее восприимчивых к подобным влияниям Праги и Брно - с легкой руки художников Франции, где он процветал. Слово Маркете Хановой, куратору собрания японского искусства в Коллекции восточного искусства Национальной галереи в Праге: «Это было, конечно, влияние, которое приходило из Франции и других стран, что пробуждало среди чехов интерес, прежде всего, к японскому искусству, которое представляли на выставках в Париже, Лондоне и Вене. Например, на Всемирной выставке в Париже в 1867 году японские ремесла икультура были представлены во всем блеске. Влияние это, кроме прочего, отразилось и в том, что художественное ремесло стало у нас более качественным».
Читать дальше
Давид Бурлюк в Японии Давид Бурлюк (1882 - 1967) - поэт и живописец, выдающийся художник русского авангарда. Учился живописи он в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской Королевской академии искусств у профессора Вилли Дица и в парижской мастерской "Эколь де Базар" у художника Кормона. С 1908 года Давид Бурлюк был одним из лидеров литературно-художественного авангарда, он участвует в выставках нового искусства, становится основателем футуристического движения России. Он входит в мюнхенскую группу "Der Blaue Reiter", среди его собутыльников Василий Кандинский, Пауль Клее и Алексей фон Явленский - художники-экспрессионисты мирового уровня. Давид Бурлюк восторженно принял революцию, но не смог прижиться в послереволюционной России. В 1920 году он эмигрирует в Японию, где прожил два года, изучая японскую культуру и занимаясь живописью. В 1922 году художник переехал в США, приняв американское гражданство. Давид Бурлюк основал в Нью-Йорке журнал "Цвет и рифма", зимы с 1946 по 1963 годы он проводил в Гаване, где устраивал выставки своих картин. В Америке Давид Бурлюк стал известным художником, его выставки проходили в лучших музеях и галереях страны. Давид Бурлюк много путешествовал, выставки его картин прошли в Германии и Швейцарии, Испании и Австралии. Сам художник жил и работал преимущественно в Италии. В наших музеях его ранние работы хранились в запасниках и не выставлялись при его жизни, а творчество практически не было известно.
Давид Бурлюк провел в Японии почти два года (1920 – 1922), исполненных активной выставочной, художественной и литературной деятельностью. Читать дальше
Круг японских связей Давида Бурлюка Давид Бурлюк провел в Японии почти два года (1920 – 1922), исполненных активной выставочной, художественной и литературной деятельностью. Обладая редкими организаторскими способностями, художник быстро аккумулирует основные силы футуризма. В статье господина Оваки Чиэко рассмотрен круг творческих связей Давида Бурлюка во время его пребывания в Японии, особое внимание уделено его отношениям с японскими футуристами. При непосредственном участии Давида Бурлюка выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Художник активно сотрудничал с японскими футуристами, устраивал выставки и диспуты, неизменно вызывавшие интерес публики и прессы. В числе первых представителей японской общественности, оказавших поддержку Давиду Бурлюку, был специальный корреспондент газеты "Осака Майничи" господин Курода Отокичи. Именно он написал первую статью о Давиде Бурлюке. Выставка русских футуристов состоялась благодаря поддержке общества японских футуристов, которое к приезду Давида Бурлюка возглавлял художник Фумон Гё, с именем которого неразрывно связывается пребывание и деятельность Давида Бурлюка в Японии. С некоторыми японскими художниками Давид Бурлюк сдружился, например, его другом стал Киносита Сюйчиро, один из активных участников общества японских футуристов. Интерес к творчеству Давида Бурлюк проявили в основном художники молодого поколения, энтузиасты идеи обновления искусства, не знакомые с современным европейским искусством. Влияние Давида Бурлюка в большей степени проявилось опосредовано - в свободном отношении к искусству, в перформансах, что впоследствии привело к развитию театра Санка.
Читать дальше
Чарльз Уильям Бартлетт Англичанин
Чарльз Уильям Бартлетт (1860-1940) учился живописи в Королевской Академии в Лондоне и в частной школе-студии Академии Джулиана в Париже у художников Жюль Жозеф Лефевра (1836-1911) и у Гюстава Буланже (1824-1888). Художник много путешествовал - Голландия, Бретань, Венеция. В 1913 году Чарльз Уильям Бартлетт при финансовой поддержке жены из хорошо обеспеченной семьи совершил путешествие в Пакистан, Индию, Цейлон, Индонезию, Китай и Японию. Он прибыл в Японию в 1915 году, здесь художник встретился с издателем Ватанабэ (Watanabe Shozaburo, 1885-1962), который печатал гравюры нового направления в японском искусстве. Шин Ханга (新版画) буквально означает Новая печать, это движения в искусстве Японии начала 20 века, возрождение традиционного искусства укие-э. Об этой школе живописи смотри мой пост Shin Hanga. Чарльз Уильям Бартлетт органично влился в японское искусство, становится одним из художников стиля
Шин Ханга , он соединил в своих работах элементы европейской живописи и технические приемы японской гравюры.
Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея " Поль Жаколе"