Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Когда японцы восклицают - "Как хорошо, что я родился японцем!"?
Всего ответов: 238
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |



Детали костюма
Похоже, мне пора вводить рубрику "по заявкам читателей". Очередной пост по мотивам вопроса от читательницыmiyukinomiya и тоже касается деталей костюма. Правда, очень древнего костюма...Как узнать, что носили наши предки? Пусть даже не очень древние, лет эдак тысячу - две назад. За давностью лет образцов реальных костюмов не сохранилось совсем или почти совсем. Письменные источники тоже сильно ограничены и часто искажены переписчиками, не говоря уже о сложностях интерпретации старинных текстов. Остаются изображения, выполненные теми, кто эти костюмы носил или имел возможность регулярно видеть. Если допустить, что далекие предки все-таки изображали "с натуры", а не полет собственной фантазии. Хотя бы в одежде. Вот подлинное изображение начала 7го века.



Так называемая "Тэнджюкоку-мандала" 天寿国繍帳, которая хранится в храме Чюгу-джи (префектура Нара). Национальное сокровище Японии, древнейшая сохранившаяся японская вышивка. Ее относят ко временам легендарного принца Шётоку (572-622 гг.). Предполагается, что на мандале изображено строение духовного мира, населенного высшими сущностями (будды и бодхисатвы). Вряд ли автор(ы) вышивки обладал(и) опытом лицезрения реальных богов и их облачений. Остается предположить, что внешность высших сущностей была позаимствована у реальных земных "небожителей" - правителей тогдашней Японии - в их парадном костюме. В центральной части вышивки видны фигурки в женских костюмах типа длинной юбки, поверх которой надето что-то вроде кафтана. А вот странную деталь костюма в виде перевязи через плечо или наплечной сумки определить сложно. Что пытался изобразить автор? Собственно, это и был вопрос miyukinomiya На сайте любимого Музея Костюма в Киото, куда я, понятно, ломанулась сразу, эта деталь костюма была опущена, хотя и упоминалось, что костюмы реконструированы по Тэнджюкоку-мандале.


Слева - женский костюм времен принца Шётоку (572-622 гг.), справа - мужской. Все детали костюма на сайте подписаны. И их происхождение и трансформацию в другие виды одежды легко проследить вплоть до конца Хэйана, а то и дальше. Но "сумочек-перевязей" нет! Поскольку годы жизни принца Шётоку относятся к периоду Асука японской истории, показалось логичным искать ответа на вопрос про сумочки-перевязи в соответствующем профильном музее. Хоть и не сразу, но в конце апреля мы таки выбрались в Музей Асука префектуры Осака. Про сам музей я, может, отдельно расскажу, там много интересного. Но меня конкретно интересовали костюмы.



Куклы из Музея Асука в костюмах придворной знати времен принца Шётоку. Здесь на женской кукле перевязь имеет вид конкретно сумочки. Но вот объяснить что это за сумочка, как называется и откуда взялась - нам никто не смог. "Воспроизведено по Тэнджюкоку-мандале. Сумочка-ибукуро" (衣袋 - просто "тканевая сумка, мешок"). И все. А женская прическая явно позаимствована у статуи Будды-Мироку все из того же храма Чюгу-джи:
 


Статуя относится к тому же периоду времени, что и Тэнджюкоку-мандала, т.е. начало 7го века.
Рядом были представлены куклы в костюмах немного более позднего периода японской истории.



Костюмы японской знати конца 7го века. Реконструированы по фрескам на стенах захоронения-кофун Такаматсу-зука 高松ずか古墳 (тоже префектура Нара), возведение которого относят ко временам столицы Фудживара-кйо (694-710 гг.). Здесь непонятный предмет, тоже похожий на сумку, держит в руках мужчина. Вот фрагменты этих фресок:



Женская группа.



Мужчина с "сумочкой".



"Сумочка" поближе.

Как видите, костюмы на куклах детально воспроизводят фрески. Но что за "сумочка"?! Неотвеченный вопрос грыз изнутри. Потому, как только я узнала об открытии Музея Костюма, я срочно покатила туда, чтобы задать и этот вопрос. Служительница музея, которую я этим озадачила, впала в легкую прострацию. Потом приволокла из загашников несколько увесистых томов по предмету и мы начали копаться. Как мы поняли, на настоящий момент времени существуют две основных теории-предположения о происхождении и виде этих странных деталей костюма. Поскольку ни одна из них не имеет явного преимущества перед другой, сам Музей Костюма устранился от принятия однозначного решения и просто не указывает "сумочки" в своих книгах и экспозициях. Теория номер раз. Возможно, на мандале автор несколько условно пытался изобразить "хирэ" 領巾 - узкий длинный шарф-шаль, которую изображают иногда накинутой на плечи некоторых буддийских святых.



Сидящий бодхисатва из храма То-джи (Киото).



Джикокутэн - один из четырех воинов-охранителей. Храм То-джи (Киото).



Или вот, свирепый Фудо-Мёо. Конкретно этот - из Отсу.

Видите, у них у всех тонкий "шарф" изящно обмотан вокруг тушки и подвязан узлом где-нибудь. Вот и предполагается, что благородные дамы (и, возможно, господа) носили хотя бы изредка такие шарфики, подвязывая их во время выходов, чтоб не мешались. Узел шарфа и попытался не очень удачно изобразить автор Тэнджюкоку-мандалы. Шарфики-хирэ таки официально считаются частью японского костюма, но периода Нара (8й век).


Костюмы придворной знати 8го века. На даме - голубой шарфик-хирэ.
Возможно, шарфики носили и ранее, хотя и не так часто. А только по праздникам, скажем.

Вторая теория-предположение лично мне кажется более убедительной и похожей на правду. Возможно, перевязи через плечо были позаимствованы из буддийских одеяний, завезенных корейскими и китайскими иммигрантами. Но представляли собой вариации на тему "кэса" 袈裟 - накидки-перевязи буддийских священников. Само слово "кэса" происходит от искаженного слова काषाय на санскрите, откуда вся эта терминология и была взята изначально. Конкретный вид кэса зависит от секты и даже от конкретного храма. А также - от положения буддийского монаха в иерархии. Некоторые виды кэса выглядят конкретными "сумочками": прямоугольный кусок ткани с лямкой.



Современный буддийский священник.



Современная же кэса.



Статуя принца Шётоку из храма Асука-дэра (префектура Нара), который по легенде был основан одним из предков принца и является старейшим буддйским храмом Японии. Неизвестный автор изобразил принца в одеянии буддийского монаха с кэса. Хотя принц и не был монахом, но он сильно способствовал распространению буддизма в Японии как основной религии (кстати, само слово Япония 日出 - как "страна восходящего солнца" - было впервые упореблено именно принцем). Возможно, японская знать 7го века, вводя поголовный буддизм, использовала для своих нарядов отдельные детали одеяний буддийских монахов, завезенные из Индии через Китай и Корею. Может, нравилось. Может, для особой убедительности. Может, по синтоистской привычке, ассоциируя себя с буддийскими святыми. От себя лично (не в рамках предлагаемых теорий) добавлю, что в современном японском костюме до сих пор имеют хождение предметы, появившиеся много сотен лет назад в Индии и на Тибете, завезенные в страну вместе с буддизмом через Китай и Корею. Вот, скажем:



Рисунок, представляющий полный костюм
буддиста-пилигрима по святым местам.



Реальные современные пилигримы. Так вот и ходят. Особенно, говорят, на Шикоку таких много. Традиция, однако.
На сумочки обратили внимание? Вот одна:



Со всем содержимым, что туда положено складывать. Такие сумочки называются "зуда-букуро" 頭陀袋 от искаженного санскритского "дхута". Похожие сумки имеют хождение по всей Юго-Восточной Азии, включая Индию и Тибет. И все имеют одно происхождение: сумка буддиста-паломника, ищущего свой путь к Будде.



Буддийский монах с сумкой зуда-букуро, куда он собрает милостыню. Окончательно вопрос о "сумочках-перевязях", видимо, будет решен нескоро (если вообще будет). Но скорее всего, происхождение их так или иначе было связано с буддизмом.


Источник: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/386731.html
Категория: Традиции | Добавил: japanese-dolls (07.06.2012)
Просмотров: 2415 | Теги: Японская одежда, Детали костюма | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика