|
| | |
|
Всего материалов в каталоге: 326 Показано материалов: 25-32
Синтоистский храм Якусуни в Токио был основан императором Мэйдзи в 1869 году в честь воинов, которые отдали свои жизни за страну. Этот храм отличается от других синтоистских святилищ, здесь почитают не божества ками, а поклоняются душам воинов, отдавшим свои жизни за Японию. Все души воинов здесь причислены к святым или даже к божествам. Каждый год пять миллионов человек посещают храм как мемориальное место, где помнят о погибших в войнах. Ежедневно сюда приходят люди с ритуальными подношениями мертвым и словами признательности. В архиве храма бережно хранятся записи обо всех погибших, таких записей собрано 2,5 миллиона. В 1978 году на плитах национального мемориала павшим в войне высечено имя генерала Тодзио Хидэки, казненного американцами в тюрьме Сугамо в 1948 году. Конечно, есть японцы, которые возлагают на Тодзио Хидэки ответственность за вступление страны во Вторую мировую войну на стороне стран Оси, за поражение Японии и гибель миллионов людей. Но все больше современных японцев считают Тодзио Хидэки бескорыстным человеком и настоящим героем, возглавившим военное правительство Японии в период войны. Эта война была единственной возможностью прервать энергетическую блокаду и предотвратить экономическое удушение страны могущественными мировыми державами того времени - США и Британией. О генерале Тодзио Хидэки я и хочу рассказать. |
Вторжение монголов в Японию было предпринято внуком Чингисхана ханом Хубилаем дважды - в 1274 и 1281 годах. У японских историков это событие называется гэнко. Оба раза в короткие сроки создавались мощные флоты вторжения, второй из которых был самым большим в истории человечества до англо-американской операции "Оверлорд" Второй мировой войны. Оба раза армады континентальной империи были разбиты японскими самураями. Сильнейшие тайфуны, возникшие во время высадки захватчиков на Японские острова и уничтожившие большинство кораблей, были названы японскими историками камикадзе, что означает "божественный ветер", это была божественная помощь богов синто японскому народу. Монгольское вторжение, затронувшие территорию Японии, сыграло большую роль в становлении национального самосознания японского этноса, японцы перед лицом внешней угрозы впервые осознали, что они не просто люди разных кланов, но единая нация. Во времена Великой восточно-азиатской войны словом камикадзе стали называть пилотов-смертников, направляющих свои Mitsubishi Zero на американские корабли, защищая свои семьи, свой дом, жен и детей. |
Эта работа представляет собой серию нисике-э (японских многоцветных ксилографий), изображающих восемь живописных мест в окрестностях Эдо (современный Токио). Серия, датированная примерно 1838 г., является одним из величайших шедевров мастера гравюры Утагавы Хиросигэ I (1797–1858 гг.). Серия состоит из следующих гравюр: "Azuma no mori yau" ("Ночной дождь в Адзума-но-мори"); "Haneda rakugan" ("Дикие гуси, садящиеся на воду в Ханеда"); "Gyotoku kihan" ("Возвращение парусных лодок близ Гётоку"); "Sibaura seiran" ("Горный воздух в Сибаура"); "Ikegami bansho" ("Вечерний колокольчик в Икэгами"); "Koganei-bashi sekisho" ("Вечерняя заря на мосту Коганэй-баси"); "Tamagawa shugetsu" ("Осенняя луна над рекой Тамагава") и "Asukayama bosetsu" ("Вечерний снег в горах Асукаяма"). Хиросигэ, сын jobikeshi doshin (придворного пожарного в сёгунате), родился в Эдо. Его настоящее имя было Андо Дзюэмон. Обучаясь под руководством Утагавы Тоёхиро (1773–1828 гг.), он стал работать в стиле укиё-э. Живописные пейзажи Хиросигэ принадлежат к числу наиболее популярных произведений среди его многочисленных работ. |
Для тех, кто изучает японскую историю, Голландская Ост-Индская компания всегда будет ассоциироваться с небольшим торговым постом на искусственном острове Дэдзима в гавани Нагасаки, где торговцам приходилось подчиняться законам сёгуната Токугава, ограничивающим контакты с внешним миром. В действительности же Дэдзима была лишь одной из множества факторий этой компании, соединившей многие страны Юго-Восточной Азии сетью морских торговых путей в XVII-XVIII веках. Японская медь, отличавшаяся высокой степенью чистоты, продолжала пользоваться большим спросом в Китае как сырьё для монет и декоративных предметов, и Ост-Индская компания прилагала все усилия для того, чтобы продолжать экспорт этого металла. На протяжении большей части XVIII века компании также удавалось сохранять свою азиатскую торговлю коромандельским ситцем, хотя это было связано с определенными трудностями.
|
О жизни голландской фактории во времена японской самоизоляции и о первой европейской женщине, увиденной японцами. В середине XVII столетия Япония закрылась для всего мира. Маленький голландская торговая фактория, расположившаяся на небольшом насыпном островке Дэдзиме жила, ожидая редкие приходы кораблей. Женщин поселенцам было запрещено привозить с собой категорически. Но, как поётся в одной известной песне: "Без женщин жить нельзя на свете, нет!" Это прекрасно понимали японцы, — вход на строго охраняемый остров для проституток был открыт. На мосту, соединяющим насыпной остров с землёй, красовалась надпись: «Только для проституток, вход для других женщин воспрещен». У проституток была своя задача — сбор сведений о жителях острова. Специально отобранных молодых красивых девушек из бедных семей насильно отправляли к гайдзинам. Будущего у этих несчастных не было, — в Японии женщина, переспавшая с гайдзином, была презираемой всеми. Специальный закон ограничивал и время пребывания иностранцев на острове одним годом, чтобы не возникали опасные для безопасности связи. |
Первыми европейцами, с которыми познакомились обитатели Японских островов, были португальские торговцы, прибывшие на китайской джонке к берегам острова Танэгасима в 1543 году. Они привезли с собой мушкеты, которые произвели сильное впечатление на японцев. Один из трактатов «Тэппоки» — «Записи о мушкете» — так описывает силу огнестрельного оружия: «Один выстрел из этой вещи может разрушить гору из серебра и пробить железную стену». Освоение диковинной вещи и понимание принципов ее устройства проходило не без помощи категорий восточной философии. Так, секрет меткого выстрела из мушкета, согласно «Тэппоки», заключался в «выпрямлении сердца и прищуривании глаза». |
В Японии каждый год отмечается праздник мальчиков. Он приходится на 5 мая и официально называется Танго-но сэкку. Это праздник для самых молодых мужчин – участие в нем принимают только мальчики до 15 лет. В этот день в домах готовится специальная еда - рисовые колобки тимаки, лепешки касива-моти, завернутые в листья дуба - символ долголетия, а также рис сэкихан, сваренный с красными бобами - символ здоровья. Набор этой ритуальной пищи, в каждое блюдо которой неприменно входил рис, являлся магическим средством обеспечения здоровья детей в каждой семье и продолжение ее рода. О рисовых колобках тимаки я и хочу рассказать. Тимаки - японское сезонное лакомство, сладкий тянучий рис, завернутый в зеленый лист бамбука, ириса или осоки. Готовят его из приготовленного на пару риса. Рисовое тесто называют sticky rice, mochi rice, pearl rice - клейкий рис, рис для моти, жемчужный рис. Тимаки являются символом здоровья и стойкости. Пришло лакомство, как водится, из Китая, где оно называется zongzi и впервые появилось около 2300 лет назад в Эпоху междоусобий. Политический деятель того времени Цюй Юань (340-278 до н.э.) был истинным патриотом своей страны, служил он династии Чжоу. Несмотря на его усилия, чтобы избавить правительство от коррупции, против него был совершён заговор и, лишившись поста, он утопился в реке. Узнав об этом жители окрестных селений стали бросать в реку завернутый в бамбуковые листья рис, чтобы рыбы не осквернили его тела. Пятое мая было днём смерти Цюй Юаня, поэтому появилась традиция есть лепёшки тимаки в этот день. |
Японский философ и психолог Судзуки Дайсецу (1870 - 1966) в молодости был учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. Затем учился на филологическом факультете Токийского университета. Судзуки Дайсецу в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете, а с 1921 года - в Университете Отани, где получил степень профессора. В 1936 году он посетил Великобританию, где читал лекции о дзэн-буддизме. Затем профессор жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и колледжах. На Всемирном конгрессе религий в Лондоне в 1936 году Судзуки Дайсецу выступил на тему о Высшем Духовном Идеале, отрывок из его речи я разместил ниже. |
| |
| | |
|
|