|
| | |
|
Всего материалов в каталоге: 326 Показано материалов: 41-48
«…Посох в руке, изголовье из травы, узкая тропа через горы – так странствовали японские поэты. Впервые образ поэта-скитальца создал в Японии Сайгё, оставивший дворец ради хижины… Буддийский монах, он был влюблен в красоту природы до одержимости…» – так сказано в предисловии к сборнику стихов-танка. Но хочется добавить, что, как каждая душа-христианка по природе, душа Сайгё тосковала по Истине, по Христу, неведомому для него, или непризнанному. Буддийская тишина и молчание, к которым он стремился, выливалась поэтическим плачем души, скорбью по утерянному раю. |
Замок Хише находится в Карловарском крае, Чехия. Замок построен в 1578 году в стиле Ренессанс, а в середине 19 века перестроен в стиле английской готики. Рядом с замком находится монастырь и костёл Воздвижения св. Креста II. В 1776 году замок Хише приобрел Прокоп Лажански, в этой семье с 1917 года работал домашним учителем Карел Чапек (Karel Čapek, 1890—1938), будущий автор знаменитой книги "Средство Макропулоса". Замысел книги возник из старой легенды, которую из поколения в поколение передавали местные слуги. Легенда относится к временам правления Рудольфа II и гласит, что в замке до сих пор живет дух одной девушки, возжелавшей вечной молодости и бессмертия. Рецепт этого эликсира, позволяющий всегда оставаться молодым, называется средство Макропулоса. Эликсир бессмертия искали разные люди и в разных местах, об одной такой истории я и хочу рассказать. В Японии до сегодняшнего дня ходит много легенд о поиске эликсира бессмертия для китайского императора Цинь Шихуанди (246-210 гг. до н.э.), а искал это средство легендарный даосский мудрец Сюй Фу, известный в Японии под именем Jofuku. |
Эйсай (Myōan Eisai, 1141 - 1215) - японский буддийский монах периода Камакура, основатель школы дзэн-буддизма Риндзай. Родился он в провинции Биттю в семье синтоистского священника из рода Кая. В 1151 году поступил в монастырь Энряку-дзи, где изучал эзотерический буддизм школы Тэндай. Эйсай сомневался в профессиональности японских монахов, поэтому стремился пройти обучение в буддийских монастырях Китая. В 1167 году молодой монах оставил свой монастырь и отправился к японскому острову Кюсю, откуда в следующем году перебрался в Китай. Там Эйсай пробыл 6 месяцев и обучался в монастыре Тяньтай в горах Тяньтайшань, а также познакомился с учением чань (дзэн). После возвращения он передал монастырю Энряку-дзи привезённые из Китая священные тексты и комментарии к сутрам, а сам отправился в 6-летнее путешествие по Западной Японии. В 1175 году Эйсай повторно прибыл на Кюсю, где в течение 10 лет ждал следующего шанса уехать в Китай. В это время он усиленно изучал основы эзотерики и чань-буддизма. В 1187 году, в возрасте 47 лет, Эйсай снова прибыл в Китай. Под руководством китайского наставника Сюйань Хуанчаня он изучил чань-буддизм школы Линьцзи-цзун (Риндзай) и в 1191 году вернулся на родину. |
Гэнсин (Genshin, 942 - 1017) - буддийский монах школы Тэндай-сю, основатель течения Энсин в рамках этой школы, популяризатор Учения Чистой Земли в Японии. Он происходил из рода прорицателей Ураба из провинции Ямато. Гэнсин учился в монастыре Энряку-дзи школы Тэндай, крупнейшем образовательном центре тогдашней Японии. Учителем молодого монаха был Рёгэн, а жил Гэнсин в местности Ёкава. Гэнсин был самым влиятельным из числа монахов школы Тэндай, в 985 году он составил "Собрание сведений о возрождении", в котором изложил основы учения школы Буддизма Чистой Земли. Этот труд завоевал популярность не только среди монахов, но и японской светской знати. Его учение стало популярно и среди широких народных масс, поэтому монах считается одним из ведущих идеологов этого направления буддизма в Японии, подготовившим возникновение школы Дзёдо-сю. Под влиянием Учения Чистой Земли Гэнсин проповедовал, что человек имеет природу Будды, поэтому его сердце, со всеми добродетелями и пороками, является сердцем Будды. Соответственно, буддист должен стремиться не к совершенству, а к человечности, заниматься не столько медитацией, сколько добрыми делами, которые приносят пользу людям. Гэнсин считался мастером пера, поэтому его работы оказали большое влияние на японскую литературу и искусство, он, в частности, оставил графического описания буддийских черт сферы дзигоку (jigoku) - буддийского ада, которое вдохновила жанр ужасов. Кроме "Собрания сведений о возрождении", у него были и другие сочинения. В целом, Гэнсин оставили более 30 работ, которые продолжают влиять на мир и сегодня. |
В те времена когда Япония стремилась полностью отгородиться от остального мира, остров Дэдзима был территорией, где сходились Европа и Азия. Более двух столетий крошечный остров Дэдзима в нагасакской гавани был единственным уголком Японии, открытым для европейцев. Впрочем, и здесь привечали не всех - бросать якорь у Дэдзимы позволялось исключительно голландским судам. В 1570 году под руководством местного феодала Омуры Сумитады начались работы по превращению порта в международный торговый центр для иностранных судов. Это решение было принято в связи с завозом христианства и оружия с Запада. В 1641 году Сёгунат Эдо отрезал Японию от внешнего мира, начался период изоляции, продлившийся более 200 лет, но оставалось исключение—Нагасаки было разрешено служить единственным окном во внешний мир. В 1634-1636 годах в гавани был отсыпан крохотный (1,31 га) островок, получивший название Дэдзима. Остров был примерно 120 м в длину и 75 метров в ширину и возвышался над уровнем моря на 1–2 метра. Деньги на строительство предоставили 25 торговых домов Японии, поддерживавших деловые контакты с европейскими купцами. Остров был соединен с берегом небольшим мостом. На Дэдзиме и была основана португальская торговая фактория, куда переселили всех португальцев, обосновавшихся в тех или иных городах страны. Но существование португальской фактории на острове было очень недолгим. Дело в том, что за португальскими и испанскими купцами всегда следовали католические проповедники, весьма настойчиво обращавшие в "истинную" веру аборигенов. |
Для тех, кто изучает японскую историю, Голландская Ост-Индская компания всегда будет ассоциироваться с небольшим торговым постом на искусственном острове Дэдзима в гавани Нагасаки, где торговцам приходилось подчиняться законам сёгуната Токугава, ограничивающим контакты с внешним миром. В действительности же Дэдзима была лишь одной из множества факторий этой компании, соединившей многие страны Юго-Восточной Азии сетью морских торговых путей в XVII-XVIII веках. В этой статье я буду говорить о «Морской Азии» – регионе, включающем страны, расположенные в акватории Японского, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей, Бенгальского залива и морей, омывающих Индонезию и Филиппины. Благодаря сезонным ветрам, возникающим из-за разницы температур воды и воздуха, в этом густонаселённом и экономически активном районе, включающем также южное побережье Китая и Японию, на протяжении веков процветала морская торговля. В XVII и XVIII веках ключевую роль в поддержании этих торговых связей и создании торговой сети, охватившей почти весь этот регион, сыграла Голландская Ост-Индская компания. |
Гора Фудзи не только самая высокая в Стране восходящего солнца, для японцев она священная. Покой горы охраняют несколько богов, среди которых есть О-ана-моти (Хозяин Кратера), еще есть Светящаяся Женщина, которая соблазнила и погубила одного императора. На месте его гибели было построено святилище, почитаемое до сих пор. Согласно другой легенде, над горой однажды пролился дождь из драгоценных камней. Также рассказывают, что днем песок со склонов Фудзи сыплется вниз, потревоженный ногами множества паломников, а ночью возвращается обратно на гору. Но самая почитаемое божество - это Сэнгэн-сама (Sengen-Sama), богиня горы Фудзи, ее храм стоит на вершине горы, где ее поклонники встречают восход солнца, поэтому богиню еще называют Асама (рассвет удачи). Богиня живет в сверкающем облаке над кратером Фудзи, ей служат невидимые слуги, которые готовы сбросить вниз всякого, кто придет на гору с нечистыми помыслами. Сэнгэн-сама обычно изображается красивой девушкой, она является дочерью бога гор Оямацуми-но ками (Ohoyamatsumi), старшего брата Аматэрасу. Она часто считается олицетворением японской жизни, тем более, что ее символом является сакура. Поэтому Сэнгэн-сама имеет еще второе имя - Конохана-сакуя-химэ (Konohana-Sakuya-hima), которое означает Дева Цветения Цветов на Деревьях и олицетворяет нежный символ земной жизни. |
В этом иллюстрированном свитке содержатся рисунки к истории Минамото Ёсицунэ(1159-1189 гг.) — военного командира в конце XII века и его легендарного вассала Бэнкея (?-1189 гг.). После ряда блестящих побед, одержанных Ёсицунэ, его старший брат Минамото Ёритомо (1147-1199 гг.) стал подозревать его в амбициозных намерениях. Ёсицунэ был изгнан старшим братом из Киото. Ёсицунэ искал защиты у клана Фудзивара в Хираидзуми (провинция Ощу), однако брат неотступно преследовал его до тех пор, пока не принудил его совершить самоубийство. Трагедия о Ёсицунэ и Бэнкее пользовалась в Японии популярностью, а сюжет часто использовали в романах и драматических постановках, начиная с периода Муромати (1336-1573 гг.). |
| |
| | |
|
|