Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Самые знаменитые японцы
Всего ответов: 289
We Heart It
Друзья сайта
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |



100 лет назад Россия официально приобщилась к миру боевых искусств
29 октября 2011 года исполнилось ровно 100 лет со дня поступления воспитанника Токийской семинарии Василия Ощепкова в школу дзюдо Кодокан. Эту дату можно (и стоило бы!) считать точкой отсчета в трудном и противоречивом процессе инкорпорирования нашей страны в мир боевых искусств, и не только. В том же 1911 г. Россия стала членом Международного олимпийского комитета – снова юбилей. А если вспомнить, что дзюдо уже почти полвека является олимпийским видом спорта, а следующие Всемирные игры боевых искусств пройдут в 2013 г. в Санкт-Петербурге (на прошедших пекинских российская команда уверенно заняла 1-е место в командном зачете), мне лично странно, что этот день у нас никак не отмечается.

Впрочем, тому есть простое объяснение. Специалисты – каждый в своей области – знают, что рассказы о японском буме в России, о буме дзюдо или об особом отношении к разведке у нас – не более, чем легенды искусственного происхождения. Мы живем в мире симулякров, придумок медиа и PR о том, что нам, по их мнению, интересно, и чем мы, опять же по их уверенным предположениям, увлекаемся – так они питают свои рекламные надежды. В результате наше дзюдо глотает пыль, которую выколачивают им из татами мировые лидеры в этой борьбе, японоведение еле-еле сводит концы с концами с помощью японских спонсоров, а героем разведки считают агентессу-неудачницу, которая если и оставила отпечаток в истории спецслужб, то только своим бюстом.

На этом фоне усилия группы японоведов и историков борьбы, направленные на то, чтобы вспомнить о героях настоящих, а не мнимых, выглядят попыткой маргиналов разговаривать о чем-то своем, только им понятном – попыткой, заранее обреченной на неудачу. Тем не менее, мы (а автор относит себя именно к этим «маргиналам») не бросаем свою работу и благодарны всем, кто нам помогает. В случае с биографией и историческим наследием Василия Сергеевича Ощепкова очень многого удалось добиться в исторических разысканиях после посвященного ему вечера в Доме Русского Зарубежья в начале этого года. Событие, которое мыслилось на этапе его подготовки как «подведение итогов», оказалось хорошим стартом для новых открытий.

О некоторых из них мы рассказали на «круглом столе», посвященном В.С. Ощепкову в Уральском федеральном университете, организованном Российским союзом боевых искусств в рамках прошедшей там научно-практической конференции «Боевые искусства и спортивные единоборства: состояние и перспективы развития». Мы – это японоведы и историки борьбы профессор А.А. Долин, А.М. Горбылев, Ф.В. Кубасов, не-японовед, но все же историк А.А.Будзинский и автор этих строк. Кроме нас в «круглом столе» приняли участие еще несколько человек, которые, как мы надеемся, разнесут весть о нем по своим городам и спортивным весям.

В частности, на этом мероприятии речь шла, например, о том, что весной этого года мне удалось получить новый документ из обители дзюдо, свидетельствующий о том, что вместе с Василием экзамены вступительные сдал и его однокашник по семинарии Трофим Семенович (?) Попилев. К сожалению больше ничего об этом человеке, кроме даты его рождения (17.07.1893) и места жительства родителей (г. Моздок) в документе не сообщается, а поиск информации о нем в других источниках пока ничего не дал.

Тем не менее, само по себе появление этого человека в «ближнем кругу» Ощепкова заставляет по-новому взглянуть на многие полученные ранее документы, не говоря уж о том, что ставшее общим местом в отношении Василия Сергеевича выражение «был первым и единственным» относительно его поступления в Кодокан теперь, конечно, придется заменить на «был одним из первых». А знаменитая легенда о том, что Ощепков был принят в alma mater дзюдо только потому, что его тренер Окамото Ёсиро предупредил его о необходимости не шевелиться во время сидения на пятках (в позе сэйдза) на лекции доктора Кано, выглядит все более сомнительно. Выходит, что Окамото предупредил не только Василия, но и Трофима. Или он предупредил всех, но выдержали только эти двое? Или… отбор в Кодокан был основан все-таки на каких-то других принципах?

Между прочим, вопрос этот не такой праздный как может показаться на первый взгляд . Почему то именно эта история (наряду с легендой о расстреле взбунтовавшегося в камере Ощепкова) больше всего легла на душу любителям мифа об Ощепкове в России и в Японии. Ну, с последней понятно: один японец объяснил свое умиление перед историей об экзамене тем, что сидеть в сэйдза очень тяжело для европейца (что чистая правда). Соответственно то, что Василий смог якобы несколько часов пребывать в таком состоянии свидетельствует о его уникальности. На самом же деле, японцы при этом думают об уникальности собственной: на мое замечание о том, что Ощепков к тому времени жил в Японии по японским обычаям (то есть в быту – на полу) уже четыре года, да и у всех русских телосложение и способности к нахождению в сэйдза разные, он ответил, что такое под силу только им – японцам. Уверен, такой культурологической спеси Василий Сергеевич в Японии хлебнул сполна.
Наши же любители экзотической героики видят в этом, вероятно, какой-то эпизод в духе голливудских фильмов: вот, мол, отмучался один раз, а потом как пошел их кидать-метать их налево и направо… Забывают только, что кино и реальность сильно разнятся. Ощепкову и Попилеву (как знать, может, и другим русским) предстояло провести в сэйдза еще не один год, и вряд ли для них это было самым тяжелым испытанием в Японии.

А. М. Горбылев рассказал о своем анализе сохранившихся работ В.С. Ощепкова по теории борьбы и тех книг, которые, по всем признакам, хранились когда-то в ощепковской библиотеке. Рассказал очень убедительно, проиллюстрировав таким образом свою идею о том, что в 20-30е гг. Ощепковым была создана отдельная ветвь японской борьбы, по существу – своя школа, которую его ученики обозначали как «ощепковское дзюдо», и которая стала основной базой для создания самбо. То есть, вряд ли справедливо будет утверждать, что «самбо выросло из дзюдо», имея в виду Кодокан-дзюдо, но то, что самбо – прямой и ближайший наследник ощепковского дзюдо, представляется уже бесспорным. Тем, кто интересуется этой темой и хочет узнать подробности, рекомендую издаваемый А. Горбылевым сборник «Хидэн», выпуски 6 и 7.

А.А. Будзинский продемонстрировал собравшимся бесценные архивные материалы, собранные, главным образом, его отцом, учившимся в 1930-е у В.С. Ощепкова: фотографии, афиши, первые газетные статьи об учителе. Эти вещи мало кто видел и в Москве, а уж на Урале они побывали в первый и, скорее всего, в последний раз. Тут надо отдать должное РСБИ: усилиями этой организации часть материалов была отсканирована и собрана на большой стенд, выставленный в одном из главных холлов университета.

А.А. Долин, подытоживая итоги нашего «круглого стола», предложил вынести в итоговую резолюцию конференции РСБИ предложения об увековечивании памяти основоположников боевых искусств в нашей стране и, в надежде, что это надо кому то еще, кроме нас, создать системы передвижных лекций-семинаров, посвященных истории и культуре восточных единоборств. В самом деле, разве не интересно было бы поговорить об истоках самбо, например, в так называемой Всемирной академии самбо в Кстово? Не знаю – самбистам видней. Но мы свое дело сделали, а дальше: имеющий уши да услышит.

***
© Copyright Александр Куланов


Источник: http://kulanov.livejournal.com/203968.html
Категория: Авторский взгляд | Добавил: japanese-dolls (03.11.2011)
Просмотров: 2333 | Теги: боевые искусства, Япония | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Теги
дзэн японская кухня мон Минамото японские школьницы японские девушки Япония камон Японская геральдика Момидзи Chūshingura Forty-Seven Ronin Haruyo Morita Дамы эпохи Хейан сибари Shunga японские монстры Стихи Japanese retro photo bijin-е Keisai Eisen Enami японское ретро фото Фусими Инари Тайся Одри Кавасаки сюнга Сякухати Ёсивара Майко проститутки Японская осень Илья Пушкин скачать книгу Токио традиции японские куклы сумо Японские блюда японский пантеон Камикадзе Нагасаки японская живопись японский сад сервис Audrey Kawasaki браузер Японизм куклы менталитет онсэн Самураи скачать клип Музыка вино сакэ Сакура Минамото Ёсицунэ книга Японский дом Русско-японская война гейша гейши христианство православие Горы Японии чай японское фото монах японский Кимоно фудзи Кодо садо Ками Халхин-Гол японская ментальность скачать книги Александр Мещеряков японская музыка мода Старинные карты Японии иезуиты школьницы Порт-Артур умэ вторая мировая война история горячий источник авторские куклы Беловодье Видеоклип синто еда Буддизм Хубилай киото японские замки Эдо живопись
Block title




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика